Вера Алентова
Главной ролью Веры Алентовой стала дослужившаяся до директора завода лимитчица Катерина из фильма «Москва слезам не верит». В ее образе мы до сих пор узнаем себя, маму или бабушку. Или даже отца с дедом. Режиссер Владимир Меньшов утверждает, что заложил в картину весь свой жизненный опыт, а то, что основной герой на экране — женщина, дела не меняет. И ведь он совершенно прав: Катерина до сих пор может послужить вдохновением для человека любого пола, который сам себя сделал, не опираясь на родителей, любовников или супругов. Свободного и независимого. В современном российском кино почему-то больше нет таких сильных женских типажей. Да и послевоенное поколение наших бабушек, к которому и принадлежала Катерина, потихоньку умирает.
Наталья Гундарева
Чаще всего на экране Наталья Гундарева изображала матерей и была особенно убедительна в этих ролях, хотя в жизни так и не решилась на рождение детей. Неудивительно, что одной из самых узнаваемых ролей актрисы стала Александра Ивановна Ванеева в «Хозяйке детского дома». В этой картине героиня Гундаревой разрывается между любимым мужчиной, ради которого надо оставить нервную работу, и призванием. Надо сказать, что из фильма в фильм героини Гундаревой совершают выбор не в пользу личной жизни. В картине «Одиноким предоставляется общежитие» ее Вера Голубева бескорыстно устраивает судьбу подруг, напрочь забыв о собственном счастье. В реальной жизни актриса, в общем, тоже всегда делала выбор в пользу работы. «Норов у меня все-таки, наверное, мужской. Я привыкла жить без чьей бы то ни было помощи», — так она это объясняла.
Галина Польских
Самой первой ролью Галины Польских стала 15-летняя Таня Сабанеева в «Дикой собаке динго». После этого фильма о первой чистой и сильной подростковой любви актрисе доставались в основном образы положительных русских девушек. С годами Польских стала играть зрелых мудрых женщин, немало повидавших на своем веку, но сумевших не озлобиться: Галина Аркадьевна в фильме «По семейным обстоятельствам», Марина Петровна в «Суете сует», Людмила Александровна в «Отцах и дедах». У современных российских кинематографистов положительные героини обычно оказываются скучными до зубовного скрежета. А у Польских они оказывались добрыми и сильными, практически как в русских народных сказках.
Нонна Мордюкова
Громадный талант Нонны Мордюковой неоспорим, недаром британская энциклопедия «Кто есть кто» (Who is Who) включила ее в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века. Она легко играла как драматические, трагедийные роли, так и комедийных лирических героинь. Сама Мордюкова говорила так: «Всю жизнь сижу в одном огороде: играю одну и ту же роль — саму себя, простую земную женщину, только в разных обстоятельствах». И действительно, все ее героини чаще всего одевались в фуфайки и грубые кирзачи. Названия фильмов говорят сами за себя: «Чужая родня», «Отчий дом», «Русское поле», «Они сражались за Родину», «Трясина». Сегодня трудно представить актрису, которая могла бы построить карьеру на образе «простой русской бабы». Простота нынче не в моде, поэтому мы так скучаем по Нонне Мордюковой.
Инна Чурикова
В карьере Инны Чуриковой было много сильных запоминающихся ролей (чего стоит хотя бы Марфуша в «Морозко»). Но лучшей ее работой без сомнения стала Паша Строгонова в фильме Глеба Панфилова «Начало» — некрасивая, но одаренная ткачиха из провинциального городка, в свободное время играющая в театре Бабу-ягу, которой жизнь вдруг преподносит сразу два подарка: влюбленность и первую большую роль в кино. Но мимолетная радость быстро грозит обернуться разочарованием: возлюбленный женат, а режиссеры не спешат с предложениями ролей, несмотря на успех картины. Поэтому роль Жанны д'Арк может оказаться последней. У инфантилов современного российского кино от одной мысли об этом случилась бы истерика, но советское кино было сильным, как и его героини.