Созерцание – это высшее выражение умственной и духовной жизни человека. Это духовная жизнь, трезвая, деятельная, вполне сознающая самоё себя. Это духовное чудо. Это непроизвольное благоговение перед святостью жизни. Это благодарность за жизнь, за сознание, за существование… Созерцание – это своего рода духовное зрение, к которому, в сущности, стремятся и разум, и вера, т.к. без него они неизбежно остаются несовершенными. Однако созерцание это не зрение, потому что оно видит, не видя и знает, не зная» Т. Мертон.
Люди приходили к вере в Аллаха, созерцая звезды, закаты и восходы, изучая различные природные явления и пр. Чем больше человек знает о мире, в котором живёт, тем больше проникается уверенностью, что все это не могло создаться просто так. Логичность устройства этого мира, дома, в котором созданная человеческая жизнь сама по себе свидетельствует о том, что у дома есть хозяин, который пожелал, чтобы всё в нём устроилось так, а не иначе. Но не только прийти к вере возможно, наблюдая за природой, также быть наедине с Аллахом в окружении естественного нерукотворного мира полезно для нашего имана. Поэтому я крайне трепетно отношусь к тому времени, которое мне доводиться бывать на природе и стремлюсь использовать его с пользой для своей души. С недоумением и сожалением замечаю, что осознают важность подобного времяпрепровождения не все. Большинство современных людей использует природу всего лишь как красивый фон для своего мероприятия или фотосессии. Задумайтесь, сейчас, вроде бы не прошла мода на пикники, и это называется выездом на природу, однако приоритет далеко не у созерцания окружающих красот, увы, в основном такие мероприятия устраиваются ради шашлыка и фотографий типа «как мы здорово посидели». Люди собираются и много шумят, вместо того, чтобы слушать лес, море, горную речку, ветер, гуляющий в ветвях деревьев. Если вы не знаете, зачем надо слушать всё это – просто один раз молча вслушивайтесь в звуки окружающего мира, хотя бы минут 30. Люди выезжают на природу, но не видят ее.