Таня спрашивает: «В ситуации кризиса и дешёвых акций, насколько оправдано решение докупать акции российских голубых фишек, чтобы подровнять портфель? В ситуации паники советуют докупать акции, не связанные напрямую с причиной кризиса, но на российском рынке все крупные компании так или иначе завязаны на нефть.»
* * *
Я отвечу притчей. Возьмём абстрактного Бориса: он родился и вырос в России, отучился на инженера-нефтяника в университете имени Губкина (с красным дипломом!), сделал карьеру в условном Газпроме. Стал зарабатывать хорошие деньги, сформировал внушительные сбережения – и, как прошаренный пассивный инвестор, вкладывал их в индексный фонд отечественных акций с низкими издержками. Борис молодец?
Давайте рассмотрим несколько параллельных вселенных:
В первой вселенной цены на нефть внезапно и резко вошли в долгосрочный тренд на снижение. Газпрому несколько поплохело, и он провёл массовые сокращения – Борису тоже не повезло. Массе очутившихся на улице инженеров-нефтяников работы по специальности отчего-то не нашлось, поэтому Борису пришлось сесть за руль Убера с небольшим, кхм, снижением зарплаты. Вдобавок ко всему, котировки акций нефтяных компаний (которых у Бориса в индексном портфеле было больше половины) обвалились в разы, и восстанавливаться не торопились. По вечерам Борис пьёт дешёвый портвейн, смотря «Битву экстрасенсов-16», и украдкой утирает слёзы рукавом.
Во второй вселенной в России разразился политический кризис: народ застучал касками по асфальту, старым лидерам пришлось (нехотя) уступить власть новым лидерам. Под этот шумок начался передел сфер влияния, местами воцарилась мама анархия, и бизнес почувствовал себя неспокойно. Повышение странового риска привело к резкому оттоку иностранного капитала, а в результате – к пикирующему рублю и упавшему на 80% рынку акций. В условиях недостатка средств на финансирование инвестиционной программы, Газпрому пришлось сокращать добычу и проводить оптимизацию персонала. Убер, портвейн, экстрасенсы.
В третьей вселенной власть в России была крепка, даже слишком. Но после третьего обнуления коварная мировая закулиса ввела адресные санкции против ряда крупных российских компаний. В рамках поддержки американской сланцевой отрасли, санкции затронули и Газпром, который лишился возможности закупать современное зарубежное оборудование для гидроразрыва пластов. Сокращение, падение акций, Яндекс-Такси, Охота-Крепкое.
…
В n-й вселенной дела у Бориса шли отлично. В стране царила стабильность, цены на нефть пёрли вверх, Газпром процветал. Доходность портфеля акций Бориса впечатляла. Правда, с учётом не менее впечатляющего взлёта Бориса по карьерной лестнице (с соответствующим повышением зарплаты), ему даже стало немного обидно. Вспоминая, как много он экономил в молодости, Борис иногда задумывался: а стоило ли отказывать себе во всём, если сейчас он зарабатывает суммы на порядок выше и может себе позволить вот прям всё?
Так вот, Таня, отвечая на ваш вопрос: я не уверен, что вы оканчивали университет Губкина по специальности нефтяника. Но что-то мне подсказывает, что вы живёте в России и получаете доходы в рублях. Если вы любите острые ощущения, то, возможно, стратегия покупки акций родной страны в разгар кризиса – это прямо ваше. Но если вы не против получить похожую ожидаемую долгосрочную доходность с существенно более низким риском стать свидетелем одновременного краха экономики, которая вас кормит, и всего накопленного за жизнь капитала – то я бы порекомендовал задуматься о более широкой международной диверсификации ваших инвестиций.
Если вам понравилась статья:
- Подписавшись на email-рассылку, можно раз в месяц получать краткую сводку по всем опубликованным материалам и подборку ссылок на чужие интересные статьи, которые показались мне достойными вашего внимания.
- Также буду благодарен, если вы сможете поддержать проект RationalAnswer на Patreon (и заодно получить приятные бонусы, вроде раннего доступа к материалам блога).