Нежданное массовое дистанционное обучение, внесло свои коррективы не столько в повседневную жизнь, но и во взаимоотношения детей и родителей.
Кто-то «бьется головой о стену», кто-то «нервно курит в сторонке», а кто-то продолжает спокойно жить, как и раньше. Да, да, такие есть, они существуют!
Так в чем же основная проблема и что с этим делать?
Напишу сейчас неприятные вещи, поэтому, если у вас «тонкая душевная организация», то проходите мимо. А если интересно разобраться в вопросе, то нажимайте лайк и читаем дальше.
Я работаю как отдельно со взрослыми, так и с детско-родительскими отношениями, в модели: находим проблему, находим решение, меняем и живет спокойно и счастливо (это если совсем кратко).
Теперь по порядку, в чем же проблема?
Что делать надо?
И как быть, когда вникать и заморачиваться нет желания?
Основных проблем на самом деле две, остальные, производные от них в разных вариациях.
1. Ну, во-первых, не только дети остались «в четырех стенах», но и взрослые. А так как взрослые привыкли сбегать от домашних проблем (подробнее читайте тут), то тут то их и «накрыло», пришлось встретиться с самим собой. И теперь тревожность уже не заглушается активностью, т.к она сведена к минимуму.
Конечно, в первую неделю изоляции многие кинулись наводить порядки, но к концу второй недели, встреча с собой оказалась неизбежной. Вот тут-то все не проработанные травмы и начинают заявлять о себе в виде повышенной тревожности, страхов, раздражений и даже панических атак. Угадайте на кого все это «выливается»? Естественно на самых ближних.
И о чудо! Вместо того, чтобы «посмотреть в себя», разобраться с проблемами, появился общий враг – дистанционное обучение. Теперь все свое внутреннее раздражение можно направить именно на него и быть как-бы не причем. Ну или беспокоиться за детей, как же им трудно, хотя на самом деле, трудно больше родителям, чем детям.
Но все же некоторым повезло и они продолжают работать. На самом деле не так уж и повезло (и я даже не о вирусе), но об этом как ни будь в другой раз напишу.
2. Во-вторых, в контексте ситуации в которой мы оказались, всё больше становятся видны все проблемы взаимоотношений с детьми, но не только это. Во многих случаях оказалось, что дети не способны к самостоятельному обучению, а родители оказались не способными обучать. И кто виноват в этом? Правильно! Конечно же дети! А не родители, которые детей этому не научили, хотя это их прямая обязанность (передать автономность, в том числе в учебе).
Золотое правило постсоветского пространства «Главное найти виноватых и самому остаться не причём». А тут «виноватых» хоть отбавляй: вирус, Китай, правительство, Министерство образования, учителя…. в крайнем случае сами дети, но только конечно не родители.
Ведь если родители признают, что проблема в них, то надо же с ней будет что-то делать, а вдруг все наладится, то как же тогда жить без манипуляций?
ТЕПЕРЬ ПЕРЕЙДЕМ К РЕШЕНИЯМ
План действий, что нужно делать:
- Вспоминаете, что вы вообще-то родители, а не учителя и не надо путать роли! Это важно!
- Если спокойно не можете объяснить предмет, то находите того, кто может (репетитора). Таким образом, сохраните хорошие отношения с ребенком. Если, нет денег на репетитора, то поспрашивайте знакомых, вполне возможно, кто-то будет готов вам помочь, нужно только попросить (Skype в помощь).
- Если трудности с организацией учебного процесса дома, то ищите информацию как его организовать. В интернете ее много. Если не хотите искать, обратитесь к тому, кто в этом поможет, подскажет (к психологу).
- Передаете ответственность за учебу ребенку. Если знаете, как это делать, отлично! Если не знаете – обращайтесь за помощью (к психологу). Вариант: скажу теперь ребенку, что "С сегодняшнего дня я в учебу не лезу» - не прокатит, ни для вас, ни для ребенка, только "дров наломаете". Поэтому – психолог! И вместе разрабатываете шаги передачи ответственности именно для вашей ситуации.
- Если ребенок до самоизоляции был автономен в учебе, то помогаете ему ТОЛЬКО ПО ЕГО ПРОСЬБЕ! А не потому, что у мамы или папы появилось время и они вдруг решили вникнуть в учебный процесс. Ну а если родителям неймётся и хочется все же влезть – к психологу (не ребенка, а родителя).
- Если у вас старшеклассник, занимается сам и о помощи не просит, а вы глядя на него периодически стенаете, как же ему тяжело от такой нагрузки, то вам уже по указанному адресу (к психологу). Если действительно для ребенка большая нагрузка, то лучше подумайте, чем помочь, но не в учебе! Например, временно освободить от каких-то домашних дел, обеспечить тишину хотя бы на час, не трогать, если закрылся в своей комнате, что бы отдохнуть и т.п. В конце концов, проявите заботу и принесите ему печеньки или бутерброд.
- По большому счету, в данной ситуации, родители только обеспечивают учебный процесс. А именно, предоставляют комп или мобильное устройство, со стабильным интернетом. Настраивают это все, показывают и передают ребенку.
- Если родителей раздражает, что и как ребенок делает (медленно, быстро, как-то не так и прочее), то родителям куда? правильно! К психологу! И совсем не потому, что они психи, а для того, что бы изменить свои реакции и реагировать спокойно.
КОГДА НЕ ХОЧЕТСЯ ВНИКАТЬ И ЗАМОРАЧИВАТЬСЯ
Если вы не хотите выполнять описанные выше пункты, в этом случае есть простое решение – продолжайте делать ровно то, что делали ДО самоизоляции. В таком случае и для вас, и для ребенка это привычно и результат буде предсказуемый. Так вы по крайней мере не ухудшите ситуации (но и не улучшите) и не создадите дополнительные травмы ни себе, ни ребенку.
Ну а тех, у кого дети занимаются сами, не смотря на изменившиеся условия, я искренни поздравляю! Это ваша заслуга!
И мне очень приятно, что звонят клиенты с благодарностью, за проделанную совместную работу, говоря о то том, что если бы это случилось полгода, год или два назад, то они бы сошли с ума. Рада, что вы видите ту огромную работу, которую проделали с собой и с детьми, не всегда она была легкой, не всегда заметной, но вот такие условия показали, что это было правильное решение.