Дэвид Мэтьюз 16 апреля 2020 г.
«В науке есть жизнь за пределами вируса», - предупреждает глава немецких ректоров на фоне призывов обратить внимание на компромисс между закрытием институтов и научным прогрессом.
Исследовательские организации по всей Европе спокойно планируют, как ученые могут продолжить лабораторную работу над экспериментами, которые не являются частью борьбы с коронавирусом, в то время когда они взвешивают долгосрочные издержки в здравоохранении, связанными с задержкой проектов, с неотложной необходимостью остановить инфекцию.
Их подавляющим приоритетом остается борьба с вирусом посредством исследований и обеспечения безопасности научных сотрудников и, по возможности, оставаться дома.
Но Питер-Андре Альт, президент немецкой конференции ректоров, сказал, что существует «риск полного сосредоточения внимания на проблеме короны и игнорирования или, по крайней мере, не принятия во внимание, что существуют другие проблемы». Он добавил: «В науке есть жизнь вне вируса».
Во французском Национальном центре научных исследований (CNRS) сеть насчитывает около 33 000 исследователей в более чем 1000 лабораториях, и примерно каждому десятому сотруднику было разрешено физически приступить к работе, пояснил его президент Антуан Пети. Франция в настоящее время имеет запрет на поездки для несущественной работы.
«Суть в том, что если вы работаете над Covid-19, то можете без проблем пойти в свою лабораторию», - сказал он. По его словам, другие ученые, такие как математики, физики-теоретики, социологи и гуманитарные науки, работали из дома «более или менее нормально».
Тем не менее, CNRS разрешил некоторым ученым посещать лаборатории, даже если они не работают над экспериментами, связанными с коронавирусом, если их исследования не могут быть легко прерваны. К ним относятся, например, проекты в области физики элементарных частиц или астрономии, где исследователям необходимо было лично проверить измерения, пояснил профессор Петит.
«Мы не можем заявить об этом слишком громко», - сказал он. «На практике мы были гораздо более открытыми».
Меры физического дистанцирования в некоторых местах означали внезапное завершение проводимых экспериментов: Science сообщила, что тысячи мышей были убиты в американских лабораториях из-за опасения нехватки персонала для ухода за ними.
Жиль Руссель, президент Совета президентов университетов Франции, сказал, что он не знал о подобной эвтаназии во Франции. «Они [лаборатории] пытались продолжить этот особый вид исследований», - сказал он.
Между тем в Дрездене 13 марта Институт молекулярной клеточной биологии и генетики им. Макса Планка стал «полностью виртуальным», объяснил его главный операционный директор Иван Бэйнс, который сейчас думает, кто должен физически вернуться.
Он объяснил, что институт, обычно занимающийся фундаментальными, а не прикладными исследованиями, быстро начал заниматься борьбой с коронавирусом - от обнаружения антител до наращивания возможностей тестирования.
В институте физически будет разрешено максимум 50 исследователей, по сравнению с нормой около 500. Небольшие команды будут оставаться в стороне, в лабораториях будет максимум один человек на группу, и будут приходить в нее только добровольцы из групп низкого риска.
По словам д-ра Бэйнса, как только проекты по коронавирусам будут запущены и будут действовать, институт рассмотрит вопрос о том, может ли он вписаться в другие исследования, но попросит у властей разрешение «через пару недель», потому что любой раннее обращение может быть неправильно понято.
Доктор Бэйнс сказал, что он не знал о том, что другие исследовательские центры «переусердствовали», прекратив слишком много работ. Скорее, «некоторые учреждения ... недостаточно отзывчивы», предупредил он. «Ученые абсолютно заинтересованы ... они живут в конкурентном мире», - сказал он. «Все, что их волнует, - это вернуться к работе».
В Дрезденском институте «мы должны были перевести работу пойти в виртуальное пространство, а затем вернуться», - сказал доктор Бейнс. «Меня беспокоит то, что все будет продолжаться, у вас получите инфекцию, а затем вы выключите весь институт».
Эндрю Стил, научный писатель, который проводит кампанию за более долгосрочные инвестиции в исследования, сказал, что тот факт, что компромиссы между риском заражения и долгосрочным научным прогрессом были достигнуты «на ходу», был «показателем неспособности правительства сделать подробные планы пандемий».
«Мы предпринимаем серьезный краткосрочный удар по экономике, чтобы попытаться взять вирус под контроль, в надежде, что это лучший из плохих вариантов в экономическом плане в долгосрочной перспективе. Та же самая основная история, вероятно, относится и к науке», - сказал он.
Еще один надвигающийся вопрос - сколько времени понадобится исследователям, чтобы у них не осталось задач, которые они могут выполнять дома, и им необходимо вернуться в свои лаборатории. По словам доктора Бэйнса, с таким большим количеством задним числом лабораторных журналов и рукописей «мы не потеряем продуктивность, даже если люди будут оставаться дома два-три месяца».
Оценки меняются, но другие думают, что критический момент наступит раньше.
По словам профессора Пети, более длительная блокировка усложнит ситуацию. «Лабораторная работа должна продолжиться, по крайней мере, в начале мая», - сказал профессор Альт.