Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В этой статье, однако, не буду рассматривать конкретной личности и то, как его изображали художники, а обращусь к самому древнему изображению человека и первым портретам.
Когда древний художник впервые изобразил себе подобного? Кто был этот человек? Можно ли назвать его изображение портретом?
Получить совершенно определенные ответы на эти вопросы, разумеется, невозможно. Мы можем использовать только ту информацию, которая дошла до нас. И в этом смысле есть один артефакт, который можно назвать самым древним (из известных нам) изображением человека.
Этот рисунок был обнаружен в пещере Вильонер недалеко от города Ангулем (департамент Шаранта) во Франции. На каменной стене явно человеческой рукой были прочерчены горизонтальные и вертикальные линии, символически означающие черты лица. Явственно видны горизонтальные "глаза", вертикально очерченный "нос", под которым опять-таки горизонтально расположен "рот". Для обозначения щек, лба был использован естественный рельеф стены пещеры.
Специалисты установили, что возраст этого артефакта около 27 тысяч лет.
Разумеется, есть и возражения против того, чтобы считать этот рисунок изображением человека. Возможно, мы выдаем желаемое за действительное и в случайном сочетании линий видим человеческое лицо. Ведь, например, даже глядя на полную Луну, люди могут легко нафантазировать на ее поверхности изображение чего угодно. Таковы свойства нашей психики - восполнять недосказанное, дополнять реальность своей фантазией и находить этому привычный для нас облик.
Тем не менее исключать возможность, что перед нами действительно древнейшая попытка изобразить человеческое лицо, нельзя.
Но должно было пройти много тысяч лет, чтобы люди начали передавать реальный образ конкретного человека. Развитие искусства неуклонно вело к этому.
Сущность портрета - не в только в передаче внешнего сходства, но и в раскрытии личностных особенностей модели. Если не выполнено второе условие, назвать изображение портретом нельзя. Тогда это тип, собирательный образ, но не конкретная личность, предполагаемая в портрете. И надо сказать, что в период первых цивилизаций художники научились передавать именно индивидуальные особенности личности.
Выдающиеся примеры - скульптуры Древнего Египта (тот же бюст Нефертити первым приходит на память), Греции, Рима. Развитие портретного жанра в позднеримское время прекрасно иллюстрируют фаюмские портреты, найденные в египетских захоронениях. Они точно передают внешность и характер своих моделей, и эти люди, как живые, смотрят на нас через толщу тысячелетий.
Желаю всем отличного настроения. Красота спасет мир!))
Почитайте еще на моем канале:
Какой была женщина, имевшая полное право заявить: "Модно то, что ношу я"
Аристократка, ставшая придворной художницей при дворе испанского короля
Канал мужа:
Какой сериал можно будет снять о нынешней ситуации