«Зулейха открывает глаза»
Cериал «Зулейха открывает глаза», судя по доступным эпизодам, воплощение изначального плана Гузель Яхиной снять кино, а не написать текст. История репрессий 30-х, раскулачивания татарской деревни и ссылки крестьян в Сибирь становятся ареной для построения и развития сложных характеров. Поэтому следить за самим сюжетом (пока что) не так интересно, как за героинями: мешают и надоевший предметный мир российских костюмных драм, и привычные ходы, и то, как сняты массовые сцены. Но актерские работы Чулпан Хаматовой и Юлии Пересильд зачаровывают: каждая из них совершает рывок к освобождению - но в направлениях, противоположных друг другу. За исследованием этих непохожих судеб действительно стоит понаблюдать.
«Бессмертный»
Преступно вторичный, но красивый и приятный русскому глазу (ведь тут есть Алексей Гуськов и наши родные бандиты!) криминальный эпос, посвященный одному из героев сериала «Гоморра». У «Гоморры», напомним, в Италии репутация не хуже, чем у «Прослушки» в Америке. Это первоклассная драма с глубоким исследованием характеров и почти документальной реконструкцией быта «каморры» – неаполитанской мафии, которую бесстрашно разоблачал журналист, писатель и сценарист Роберто Савиано. Каморра, как известно, объявила на автора охоту, и уже больше десяти лет он живет в гостиницах и полицейских участках, потому что найти частное жилье итальянские власти ему не могут - соседи не одобрят. Зато фильмы Савиано «Гоморра» и «Пираньи Неаполя» стали настоящими фестивальными хитами (второй даже год назад получил приз за сценарий в Берлине – и Савиано не побоялся за ним приехать), а сериал «Гоморра» был продан в 190 стран мира.
«Бессмертный» – история становления одного из самых харизматичных героев саги, гангстера Чиро. В детстве он выжил в чудовищном землетрясении, попал в сиротский приют, стал мелким бандитом и в итоге дослужился до генеральского звания в преступном мире. В последнем сезоне сериала с ним, правда, произошла неприятность. Фильм переполнен типичными флешбеками о восхождения пехотинца, и событиями, развивающими телевселенную. Бессмертный герой воскресает в Латвии и вступает в борьбу за морской порт с русской мафией во главе с эффектным Алексеем Гуськовым.
Фильм как фильм, но одно в нем действительно очаровывает: итальянские бандиты мнят себя наследниками Римской Империи, а русские – знаменосцами Советского Союза. И это обстоятельство превращает банальную криминальную историю в трагедию о легионерах на границе известного мира. До «Гладиатора» фильм, конечно, не дотягивает, но все равно любопытно.
А вот здесь материал про хорошие российские сериалы. Читать.