Воскресение. СССР, 1960. Режиссер Михаил Швейцер. Сценаристы Михаил Швейцер, Евгений Габрилович (по роману Л. Толстого). Актеры: Тамара Сёмина, Евгений Матвеев, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Василий Бокарев, Лев Золотухин и др. 34,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Швейцер (1920-2000) запомнился зрителям, конечно же, по экранизациям литературной классики («Золотой теленок», «Карусель», «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»). В этом ряду и экранизация романа Льва Толстого «Воскресенье».
В год выхода фильма «Воскресенье» на экран советская кинокритика встретила его в целом одобрительно. Так в статье в «Советском экране» утверждалось, что «достоинства экранизации очевидны. В ней передан обличительный пафос великого писателя, верно воплощены образы его героев, искусно воспроизведены средствами кино важнейшие особенности его стиля. Широкие масштабы социального обобщения сочетаются здесь с тонкой обрисовкой психологии действующих лиц. … Режиссерское мастерство М. Швейцера отличается многими достоинствами. Верное понимание идейного замысла и особенностей творческого метода Толстого соединяется в этом фильме со смелым, изобретательным применением изобразительных средств киноискусства. … В работе режиссера мы чувствуем слияние лучших традиций С. Эйзенштейна. … В фильме создан подлинно артистический ансамбль. … Некоторые возражения вызывает Евгений Матвеев в роли Нехлюдова. Сильные драматические сцены романа кажутся в его исполнении несколько приглушенными, а порою и однообразными» (Фрадкин, 1961: 8-9). Фрадкин Л. «Воскресенье» // Советский экран. 1961. № 2. С. 8-9.
Спустя двадцать лет один из самых заметных отечественных кинокритиков – Виктор Демин (1937-1993) – отметил, что фильм «Воскресение» «до сих пор остается в ряду самых тонких, тактичных и в результате самых удачных экранизаций прозы Льва Толстого. В фильме «Воскресение» Михаил Швейцер проявил самые лучшие черты своего «литературного» постановочного стиля — аналитическое внимание к классическому тексту, умение отойти от буквализма, если того требует дух, уменье мыслить самыми широкими категориями и тем самым быть посредником, вовлекающим демократические слои публики в мир Толстого, в духовные его искания, в систему нравственных его категорий. … Любители кино с удовольствием вспомнят Т. Семину в роли Катюши Масловой, может быть, лучшей из ее ролей, и, должно быть, с интересом встретят Е. Матвеева в роли Нехлюдова — сегодня и облик и манера игры популярного актера связываются в нашем восприятии совсем с иными ролями» (Демин, 1980). Демин В. «Воскресенье» // Спутник кинозрителя.1980. № 7.
Итак, это были мнения кинокритиков…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020