Сэр Джон Гримшоу давно ждал своей очереди в моем списке статей, как лакомый десерт дожидается окончания ужина. Устраивайтесь поудобнее, берите чашку английского чая с молоком (или чего покрепче), и добро пожаловать в туманный и дождливый Альбион!
Через тернии
Так уж сложилось, что большинство гениев при жизни встречали только непонимание и насмешки современников. Вы наверняка вспомните дюжину примеров (а если нет — пошерстите хорошенько этот блог). Тем отраднее читать биографию баловня судьбы Джона Гримшоу. На фоне отверженных гениев он мог бы стать метафорой "успешного успеха" для мотивационных статей. Ну-ка, кто там считал, что художник непременно должен быть голодным?
Но началась эта история там, где многие другие заканчиваются: в небогатой семье. По молодости Гримшоу устроился клерком в железнодорожную компанию, женился на двоюродной сестре (тогда это было в порядке вещей)... Словом, ничем не отличался от других британцев с заурядным именем Джон, равно и как от британцев с иными именами. Каково же было негодование родителей, когда Гримшоу сошел с накатанных железнодорожных рельс и занялся живописью! Всерьез. По-взрослому.
Надо отметить, что у нашего героя не было академического образования, он обучился самостоятельно. Впику всем, кто голосит у меня в комментариях о жизненной необходимости профессиональной корочки для занятий творчеством.
Конечно, не всё получилось сразу. Следующие три картины разных лет позволят проследить путь художника на примере жанра портрета — с чего он начинал и к чему пришел:
К звездам
"Ну и зачем так мучиться, если существует фотография?" — совсем скоро люди зададутся таким вопросом, глядя на филигранные мазки на полотнах автора. И будут по-своему правы. Но пока еще у Гримшоу и других реалистов есть в запасе несколько десятилетий, выигранные у прогресса.
Впрочем, художник не то чтобы с ним, с этим прогрессом, боролся. Даже наоборот: он взял новые технологии себе в союзники. Как и французский импрессионист Эдгар Дега, Гримшоу заинтересовался фотографией. С помощью камеры-обскуры он создавал проекцию изображения на холст. За век до Уорхола и прочих поп-артистов Гримшоу обратился к принципу тиражируемости: благодаря такому приему он снова и снова повторял одну и ту же композицию.
Этим эксперименты художника не ограничивались. Он превратил мастерскую в лабораторию алхимика, добавляя в краски неожиданные ингредиенты (например, песок).
Как вы уже, наверное, заметили, главным героем картин Гримшоу было темное время суток: ночь, вечер, сумерки. Другой известный любитель темноты, американец Джеймс Уистлер, писал:
«Я считал себя изобретателем ноктюрнов, пока не увидел картины Гримми, залитые лунным светом»...
Работы этих двух мастеров порой похожи не только в сюжетном, но и в композиционном плане, особенно если говорить о позднем творчестве Гримшоу. Сравните картины двух сумеречных гениев:
Раз уж мы заговорили об интертекстуальности (творческом диалоге разных авторов), то грех не сказать о любви Гримшоу к своим соотечественникам прерафаэлитам. Им он обязан не только натуралистичностью изображения, но и даже сюжетами картин. Посмотрите на Леди Шалот в его переосмыслении и сравните с более ранней версией Уотерхауса:
Пожалуй, о такой карьере мечтает любой художник. Картины Гримшоу (кстати, среди них были не только ночные пейзажи, но также портреты и натюрморты) покупали буквально с мольберта. Полотна разлетались как горячие пирожки, их даже не хватало для выставок. Поэтому за 12 лет Гримшоу представил на экспозициях Королевской академии художеств только 5 работ.
Печалит одно: Гримшоу не оставил после себя ни дневников, ни писем. И только его картины молча кричат об эпохе газовых фонарей, об урбанистической красоте викторианской Англии, о феях-стрекозах и о романтических идеалах прошлого.
Понравилась статья? Делитесь ей с друзьями в соцсетях, пусть они тоже вдохновятся!