Найти в Дзене
Музей истории религии

Архаические верования и обряды

Итак, данной публикацией мы открываем целый цикл статей, посвященных истории религии. Начнем с материала, рассказывающего об архаических и традиционных верованиях и обрядах. Напомним, что все экспонаты, которые вы увидите в публикациях, - это предметы из собрания Музея истории религии.

Современная наука считает, что религия существует столько же времени, сколько существует «хомо сапиенс» (на латыни – «человек разумный»), и главное свидетельство этого – преднамеренные погребения. В разных странах мира находят пещеры с древнейшими человеческими погребениями или захоронениями останков животных, относящиеся к очень отдаленному времени. Так, на территории Германии были обнаружены древние захоронения черепов пещерного медведя, а в одной из пещер в Северном Ираке было найдено когда-то усыпанное цветами человеческое погребение, которому примерно 60 тысяч лет. Можно предположить, что погребения людей были связаны со стремлением первобытного человека позаботиться о покойниках и одновременно обезопасить себя от них, а сохранение останков промыслового зверя – с желанием обеспечить себе удачу в будущей охоте.

Свидетельством зарождения религиозных обрядов и верований являются пещеры, на стенах и потолках которых сохранились изображения, сделанные красками или гравировкой десятки тысяч лет назад. Сейчас таких пещер обнаружено уже более трехсот. Исследователи полагают, что они служили первыми святилищами. Наиболее известные пещерные святилища – это Альтамира в Испании; Ляско, Нио, Труа-Фрер во Франции; а также Каповая пещера – на Южном Урале. На стенах пещер люди изображали животных, чаще всего тех, на которых они охотились. Обычно это – лошади, бизоны, олени, мамонты, носороги. Помимо изображений животных, встречаются геометрические знаки и фигуры – точки, линии, треугольники, прямоугольники, трапеции и др. В некоторых пещерах есть отпечатки человеческих ладоней.

Когда люди еще не знали земледелия, собирательство, охота и рыболовство были основным способом добывания пищи, поэтому жизнь человека зависела от удачи в промысле. Желание обеспечить заранее успех в этом важном деле и вызвало появление магии (от греческого слова «колдовство»). В пещерах и совершались обряды охотничьей магии, призванной чудесным образом умножить число промысловых животных, а также обряды посвящения подростков во взрослые охотники.

Изображение, изготовленное колдуном для охраныпосевов. В него вбивали острия, для того чтобы«заставить» хорошо охранять поле. Африка, Конго
Изображение, изготовленное колдуном для охраны посевов. В него вбивали острия, для того чтобы «заставить» хорошо охранять поле. Африка, Конго

В культурах разных народов в качестве своеобразной «компенсации» ущерба, нанесенного природе во время охоты, существовали праздники благодарения, во время которых природе «возвращали» кости убитых зверей, с тем, чтобы те могли чудесным образом «возродиться» и вновь стать добычей охотников. Считалось также, что во время охоты необходимо соблюдать важный запрет: не убивать животных больше, чем это необходимо для обеспечения жизни человека.

Люди почитали и оживотворяли природу. Они наделяли небо и землю, леса и горы, моря и реки, камни и деревья человеческими чертами и свойствами. Например, африканские бушмены говорили, что огонь – это человек, так как он рождается, ест, передвигается и умирает, если его не кормить.

С далеких времен человек ощущал себя частью природы. Эта связь выражалась в многочисленных мифах о происхождении человеческого рода от камней, растений, животных и птиц. Мифология (от греческого слова «mythos» – сказание) – целостное осмысление окружающего мира и места в нем человека существовала у всех племен и народов.

Дух-хозяин тайги в виде медведя. Детская-игрушка
Дух-хозяин тайги в виде медведя. Детская-игрушка

Устройство мироздания объясняло сказание о том, как в первоначальную эпоху из какого-то первозданного неупорядоченного материала возникло все существующее: небо и земля, моря и горы, вода и огонь, животные и человек. Мифы называли творцом – первопредка, героя или бога. Люди полагали, что мир имеет вертикальную структуру и состоит из трех сфер: верхней – небесной, средней – земной, нижней – подземной. Все три сферы соединены вертикальной осью – мировым деревом, горой или мостом-радугой. Люди обитают в среднем мире, в верхнем – боги, а в нижнем – умершие.

Представления о силе духов и могуществе богов-покровителей природы воплощались в ритуалах (от латинского слова «ritus» – обряд, церемония), которые совершались, прежде всего, с целью умилостивления обитателей иного мира. В ритуале разыгрывались, то есть символически представлялись, события, рассказанные в мифе. Так события мифического времени воспроизводились в настоящем. Считалось, что тем самым люди способствуют сохранению мирового порядка, поэтому особое значение приобрели обряды, связанные со сменой времен года, так как люди больше всего боялись, что не наступит весеннее обновление природы.

Шаманский бубен. Алтайцы. Рукоять сделана в видедуха-помощника шамана
Шаманский бубен. Алтайцы. Рукоять сделана в виде духа-помощника шамана

Стремясь понять, в чем причина сна и смерти, люди пришли к выводу, что в каждом человеке есть его двойник – душа, которая может покидать тело человека. Постепенно сложилось представление о бессмертии души. Вера в душу и в существование многочисленных духов вызвала представление о необходимости посредника между ними и миром людей. Так появились шаманы (от эвенкийского – «исступленный»).

Считалось, что духи сами выбирают человека для будущего шаманского служения. Они погружают посвящаемого в сон, во время которого он как бы умирает, а затем рождается заново, наделенный особыми качествами, необходимыми для общения с духами: он способен лечить, противодействуя духам болезни, похищающим человеческие души, предсказывать будущее, путешествовать между мирами.

Шаману были нужны не только особые знания и умения, которые он обычно получал от своего предшественника, но и внешние атрибуты, и, прежде всего, бубен, колотушка и костюм. Бубен − это не только музыкальный инструмент, это − жилище духов-помощников шамана. Считалось, что шаман мог превращать бубен в коня, оленя, собачью упряжку или мифическое животное для путешествия по небесным, земным и подземным сферам. В этих странствиях шамана могут подстерегать разнообразные опасности, и тогда бубен и колотушка выступают в качестве оружия. Костюм шамана нередко воспринимался как шкура зверя или оперение птицы, в которые, как считалось, мог перевоплощаться шаман.

P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)

Пишите в комментариях, какие темы вам были бы интересны. мы это обязательно учтем.