Найти тему

3 неприятных отличия PR в органах власти от других видов PR

Если вас приглашают на хорошую должность в госконтору, ожиданий от будущей работы может возникнуть очень много. Это и стабильная зарплата, и социальное обеспечение, и высокий статус. Однако стоит помнить и о некоторых неприятных особенностях госслужбы, которые могут стать для вас сюрпризом. И лучше знать о них до того, как настанет время подписывать контракт.

💸 1. У вас не будет бюджета

Один из самых популярных мифов о государственной службе заключается в том, что если вы выходите на работу в крупную контору, в вашем распоряжении сразу же оказывается бюджет с шестью нулями. Однако в большинстве случаев скорее всего не будет не только бюджета, но и возможности набрать профессиональный штат. И с такой проблемой сталкиваются не только какие-нибудь региональные службы, но и федеральные министерства.

Однажды к нам пришел новый пресс-секретарь и очень удивился, что мы делаем все сами, у вас нет ни одного подрядчика (ну, разве что типография, которая печатает открытки) и что мы даже не можем "прикармливать" журналистов, чтобы те писали о нас лучше. Вскоре ему пришлось к этому привыкнуть.

Будьте готовы к тому, что, если вы не умеете делать все своими руками: мониторинг, тексты, речи выступлений, верстку, дизайн постов в социальные сети, — придется всему этому учиться или вспоминать. Возможности нанять пару подрядчиков у вас не будет.

Тоже самое касается и сотрудников. В некоторых случаях, если ваше место работы — федеральное агенство или служба, штатным расписанием вообще не предусмотрено наличие пресс-службы. Есть только одно место помощника или советника, который и будет заниматься всем PR.

Если вы руководитель и у вас все-таки есть возможность нанять специалистов, с их поиском придется попотеть: профессионалов своего дело на предложенный оклад найти будет очень сложно. Чаще всего это будут или "сбитые летчики" из 90-х, или бывшие студенты вузов, которых придется всему учить и не факт, что они научатся.

📊 2. Размытые показатели эффективности

Мало кто знает, как считать эффективность PR в бизнесе, но еще меньше — как это делать на государственной службе.

Если вы работаете в коммерческой компании, вы, как минимум, видите — растут ли продажи, как меняются отзывы и пр. В работе ведомства все зависит от амбиций руководителя ведомства. От того, планирует ли он идти выше, или его всё устраивает и главное, чего он хочет — поменьше выносить сор из избы.

В голове у руководителя может быть много тараканов, подход к которым вы будете искать очень долго. Например, полное неприятие интернет СМИ, даже если они имеют миллионные охваты, и желание публиковаться только в печатных изданиях. Вы будете ломать голову: как можно так безнадежно застрять в прошлом? Эта нервотрепка может сводить с ума, ведь на предыдущей работе в бизнеса вы привыкли выбирать инструменты по охвату, вовлеченности, цене лида и пр.

Спустя какое-то время окажется, что просто куратор руководителя вашего ведомства, от решения которого зависит его дальнейшая судьба, читает только газеты, которые ему выписывают и каждый день приносят. Именно поэтому ваш шеф и заставляет работать именно с ними.

Помните, иногда госслужба — это царство абсурда.

🤷‍♂️ 3. Многие руководители ведомств вообще не понимают, зачем вы нужны

То, как вы будете работать, зависит только от одного человека — руководителя ведомства. Если он понимает, что PR важен и его нужно развивать, у вас будет и влияние на его замов, и возможность поэкспериментировать в социальных сетях — например, постить там отличный от сайта контент, картинки, мемы, общаться в комментариях.

Наоборот, если ваш высший начальник — кондовый бюрократ, придется сначала очень долго доказывать, зачем это всё нужно, потом — довольствоваться ролью ретранслятора "мудрых" заявлений руководства на сайт ведомства.

Однажды в одно министерство назначили нового министра, который с порога заявил — пресс-служба мне не нужна и я вообще не понимаю, зачем всё это нужно. Дескать, мое дело — работать, а кто и что там скажут в ваших СМИ и соцсетях меня не волнует. В общем, проработал он полгода, после чего с треском вылетелел — оказалось, что соцсети читают не только школьники и сетевые хомячки (как он полагал), но и премьер-министр, который был очень недоволен запоздалым реагированием на справедливые вопросы общественности.

Радует то, что в последнее время статус PR в госконторах немного подрос. За руководителями органов власти и губернаторами пристально следят: после скандалов их старшие товарищи задают неприятные вопросы — например, почему они брезгуют общаться с народом в соцсетях, разъяснять ему неудобные ситуаци или медленно реагируют на запросы СМИ.

***

Ставьте 👍, и, конечно, подписывайтесь на мой блог, чтобы узнать, как на самом деле устроен PR на госслужбе.