Когда я начала «баловаться» рисованием, понятия не имела что такое масляная пастель. Да и само слово пастель у меня ассоциировалось только с тем предметом, на чем спят. Пока не подвернулся случай познакомиться лично.
Отправившись впервые в художественный магазин в недалеком 2017 г., мой взгляд пал на коробочку, с какой-то странной надписью «масляная пастель». Спросив у продавца что это, она посмотрела на меня каким-то сочувствующим взглядом и ответила- мелки для художников. Ммммм.... Ну понятно, подумала я (хотя ничего мне не было понятно), мел цветной что ли?! Так как цена у этого «мела» была приятной, я решилась на покупку. В предвкушении поскорее открыть коробку, я буквально летела со скоростью стрижа до дома. Только переступив порог квартиры, я бросилась изучать товар. Удивлению моему не было предела, это ж восковые мелки! Но начав рисовать, поняла что ошиблась. Разница оказалась существенной. Процесс рисования затянул меня, а любовь к масляной пастели не пропала и по сей день.
Что ж это такое «масляная пастель»?
Первые упоминания были ещё в XVI веке (о пастели сухой, о масляной ещё не знали) и носила она название «а пастелло». Так обозначали приём рисования красной сангиной (мелки красного цвета, сделаны из каолина и оксидов железа) и итальянским карандашом (прессованная сажа с примесью клея, иначе говоря чёрный мел). Леонардо да Винчи применил данный метод письма в портрете Изабеллы д’Эсте Мантуанской (1495г.).
В XVIII веке пастель уже завоевала свои позиции и многие художники Англии, Италии и Франции, такие как Буше, Делакруа, Каррьера стали писать в этой технике.
Через какое то время интерес к пастели пропал и снова о ней услышали лишь в начале XIX века. И самыми известными работами стали картины знаменитого художника Эдгара Дега. Они превосходили произведения других пастелистов и по размеру и по технике.
В России же о пастели узнали в XVIII в. от приглашённых из Европы художников. И только в XIX в. А.О. Орловский и А.Г. Венецианов стали активно работать с этим материалом. Ну и конечно же бесспорным мастером стал И.И. Левитан.
В наше время первая масляная пастель была разработана двумя братьями Ямомото в 1921г. Позиционировали эти мелки скорее для детского творчества, либо в учебных целях. Никто не рассматривал этот материал с профессиональной точки зрения. И только в 1947 г. Генри Сеннелье поступил заказ от Пабло Пикассо и Генри Гетца (художник-сюрреалист) на изготовление пастели «не детского варианта». А уже в 1949г. была произведена профессиональная масляная пастель, с богатой палитрой цветов и превосходным качеством. На сегодняшний день масляная пастель “Sennelier” считается number 1 во всем мире. Не менее известной и не уступающей по цене, стала масляная пастель фирмы Caran d’Ache, появилась она на рынке в 1965 г.
В 1981 году стали «рождаться» другие производители масляной пастели. Качество конечно же каждого производителя отличается и цена соответственно. Я вам приведу список наиболее известных:
- Sennelier
- Caran d’Ache(Neopastel)
- Mungyo
- Van Gogh
- Maimeri
- Sakura
- Faber Castell
- Pentel
- Сонет
- Staedtler
- Koh-I-Noor (Gioconda)
Так из чего же делают мелки?
Эти масляные палочки состоят из пигмента, в который добавляют невысыхающее масло (как правило льняное) и воск. Поэтому пастель имеет достаточно жирную консистенцию, мазки получаются фактурные, цвет насыщенный, сохраняющий свою яркость много лет. Картины, написанные масляной пастелью не желтеют со временем и не трескаются.
Рисовать масляной пастелью можно практически на любой поверхности: бумага, дерево, холст, металл. Бумагу, как я уже писала в одной из своих статей, стоит выбирать фактурную, это может быть и листы для пастели и для акварели. Интересный эффект получается при рисовании на гофрокартоне .
Этот рисунок выполнен мною на крафт бумаге.
Экспериментировать с масляной пастелью можно бесконечно! В процессе работы постоянно находишь и открываешь для себя все новые «фишки». Например, если на бумаге сначала сделать рисунок пастелью, а поверх нанести акварель, получаются удивительные и оригинальные картины.
- Масляная пастель замечательно дружит с масляными красками. (Масло масляное не иначе). Вы можете смело добавлять штрихи мелками в масляную живопись, не боясь того, что пастель потрескается или отслоится.
- Акрил и масляная пастель тоже хорошие товарищи. Вот только поверх пастели, я бы вам не советовала наносить эту краску. Иначе вас ждёт неприятный сюрприз через какое то время. Акрил просто отойдёт от пастельного слоя. А вот на акрил пастельные мелки ложатся превосходно. Поэтому многие художники, в том числе и я, делают акриловый грунт. То есть лист бумаги сначала покрывают краской, а после высыхания рисуют пастелью.
- Моим фаворитом в грунте для пастели является гуашь. Акрил даёт гладкий скользящий эффект, а гуашевый слой делает бумагу слегка шершавой, что позволяет пастели хорошо закрепляться на листе и получается легкий бархатистый эффект. И кстати, если у вас нет цветной бумаги, а хочется попробовать что-то изобразить на синем или красном, акрил, гуашь и акварель вам помогут в этом.
Есть один необычный способ, но не скажу что безопасный. Мелок держат над огнём, под действием высоких температур он плавится. Поэтому немного нагрев пастель, когда поймёте что она достаточно мягкая, наносите «этой расплавленной кашей» на бумагу. Получается эффект масштаба и выпуклости. Всю работу конечно же таким методом не создашь, слишком долгий и утомительный процесс, но выделить какие то детали можно. Кто-то нагревает мелки феном, как вариант....
На этой работе, цветы выполнены именно таким способом и как видно на рисунке, со временем пастель начинает осыпаться.
Масляная пастель не сохнет, даже через месяц (и больше) она будет «маркой». Хранить ее стоит, кладя между рисунками чистый лист или кальку. А ещё лучше в красивой рамке под стеклом!
Кстати, картинка «Камень» уже как год висит на стене без рамы и закрепителей. И не претерпела никаких изменений, цвета остались прежними.
Закрепители для пастелей существуют в виде спреев, также закрепляют рисунок лаком для акрила. Пачкаться рисунок уже не будет, но подпортит сочность цветов. По собственному опыту могу сказать, что работы тускнеют и эффект уже не тот. Не рекомендую применять этих «злейших врагов» (да, я так считаю!) для ваших шедевров.
В конце хочу добавить одну цитату:
«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок». Леонардо да Винчи