В Турине презентован новейший электрический тягач Nikola Tre Phase II.
В начале сентября 2019 года появилось сенсационное сообщение о том, что CNH Industrial в лице входящей в него компании IVECO вложит четверть миллиарда долларов в подающий надежды американский стартап Nikola Motor. Зарождающееся партнерство подразумевает совместное проектирование, комплектацию узлами, производство и продажу электротраков Nikola через дилерскую сеть IVECO. Таким образом, американцы получают возможность быстро и с минимумом затрат выйти на мировой рынок грузовиков, а европейцы – воспользоваться технологиями и наработками заокеанских инженеров и поучаствовать в перспективном бизнесе на североамериканском рынке. Напомним, что Nikola Motor еще до альянса с IVECO разработала прототипы тяжелых электромобилей с батарейным и водородным питанием: Nikola One, Two и Tre.
С момента создания американо-итальянского партнерства прошло всего три месяца, как в Турине состоялась презентация абсолютно новой модели Nikola Tre, которая, по всей видимости, скоро станет серийной. Она представляет собой седельный тягач с 1000-сильным электродвигателем, который серьезно отличается от предыдущего опытного образца. Да, Nikola Motor изначально проектировала модель Tre для продаж на рынках Европы, но после объединения усилий с IVECO планы кардинально поменялись. Вместо продолжения начатой работы по подготовке к производству собственного оригинального магистральника за основу нового прототипа Nikola Tre Phase II взяли новейший флагманский тягач IVECO S-Way. Для концепт-трака у него заимствовали раму, кабину, передние блок-фары и ряд элементов шасси. Многое от флагмана IVECO перешло и в интерьер кабины Nikola Tre Phase II. Хотя конструкторы Nikola внесли некоторые изменения в наружный дизайн, заменив зеркала заднего вида видеокамерами, а также подготовив совершенно новый бампер и оригинальную фронтальную панель. А вот с технической стороны электрический концепт-трак не имеет никакого сходства с IVECO S-Way, так как в предложении американского автопроизводителя нет и не будет никакой версии с ДВС.
Седельный тягач Nikola Tre Phase II планируют оснащать исключительно электроприводом, главным элементом которого станет портальный мост ZF Elektric Portal Axle с двумя асинхронными тяговыми электродвигателями, инсталлированными непосредственно в ступицы ведущих колес. Их максимальная мощность будет варьироваться в диапазоне от 500 до 1200 кВт. Блоки водородных топливных элементов разработали специалисты Nikola Motor. Также среди поставщиков узлов для электротрака указаны известные европейские компании: FPT, Bosch и Mahle.
Среди нововведений стоит отметить использование рулевого электроуправления с электронным контроллером. Этот компонент заменит классический узел, применяемый у IVECO S-Way. Думается, данная особенность конструкции позволит в перспективе без существенных усилий использовать новинку под оснащение автопилотом. Разница, вероятно, отразится на цене, хотя при массовом производстве большой трагедии здесь не будет.
Что касается источника электропитания, то заказчикам на выбор предложат два варианта: аккумуляторные батареи, обеспечивающие пробег до подзарядки в 480 км, или блок водородных топливных элементов, использующих для генерации электроэнергии обратный процесс электролиза и обеспечивающих запас хода в 960 км.
Выбор водорода в качестве источника энергии дает ряд преимуществ по сравнению с аккумуляторными батареями. Первое и основное – электрический грузовик получает возможность преодолевать значительно большие расстояния. Второй момент – выигрыш в массе, так как пакет батарей гораздо тяжелее. И третье – процесс заполнения топливного бака водородом занимает не более 10–15 минут и при этом почти не отличается от процесса заправки обычного дизельного автомобиля. Учитывая, что водород получают из воды в процессе электролиза, общество обретает действительно чистый и удобный источник энергии.
Испытания автопоезда с батарейным тягачом Nikola Tre BEV начнутся в 2020 году. Если тесты не выявят никаких технических проблем, то в 2021 году стартует серийное производство новинки. Вариант с водородным питанием Nikola Tre FCEV появится на рынке с некоторым опозданием, ориентировочно в 2023 году. Эта задержка, возможно, вызвана необходимостью создания разветвленной заправочной водородной инфраструктуры, которая, надо сказать, в Европе пока находится в рудиментарном состоянии.
Выпуск Nikola Tre Phase II собираются развернуть на одном из европейских заводов, принадлежащих IVECO. Эта же компания в дальнейшем возьмет на себя организацию продаж и послепродажного сервисного обслуживания электрогрузовиков. При этом под брендом IVECO электрических грузовых автомобилей выпускать не планируется. Во всяком случае, пока.
Как считают специалисты, новый седельный тягач Nikola Tre Phase II придаст мощный импульс всему европейскому бизнесу IVECO, поскольку этот итальянский автопроизводитель сегодня оказался отчасти в тени мощных альянсов производителей грузовиков, таких как Volkswagen, Daimler, Paccar и Volvo Group. Аналитик исследовательской фирмы LMC Automotive Зита Зиган сказала: «Партнерство, подобное тандему Nikola и CNH Industrial, может изменить ход игры – возможно, это даже реальная угроза для гегемонии более крупных автопроизводителей».
И последнее, что хотелось бы отметить: брюссельские еврокомиссары пытаются обязать европейских автопроизводителей к 2025 году сократить выбросы углекислого газа у новых моделей грузовиков примерно на 15%. А в период с 2025 по 2030 год – еще на 30%. Отметим, данные поправки коснутся автомобилей, которые уже соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-6. По сегодняшним меркам подобные планы выглядят экологическим экстремизмом, причем настолько, что автопроизводители имеют все основания опасаться за свой бизнес. Именно поэтому они все активнее инвестируют в концептуальные проекты, предусматривающие использование электропривода и водородных топливных элементов.
Таким образом, регуляторные ограничения, как уже действующие, так и просматривающиеся в ближайшей перспективе, стали мощным ускорителем в развитии коммерческого транспорта на альтернативных видах топлива. Подобное происходит не только в Европе, но и в Северной Америке и в Азии. Неудивительно, что в последнее время появление перспективных транспортных средств с нулевыми выбросами стало явлением общемирового масштаба.
Ссылка на интернет-портал "СпецТехника и Коммерческий Транспорт" (ST-KT.Ru)