Сейчас все выступления у нас идут в онлайне - а это еще более стрессовый формат, чем офлайн, особенно для неопытных спикеров. Вживую есть возможность коммуникации с аудиторией, ее подогрева и раскачки, взаимодействия в разных форматах. Онлайн ограничивает нас всякими “поставьте плюсики чат” - но где энергия, где обмен, где общее поле? Их создавать намного труднее.
Спикеру, который не имеет достаточного опыта выступлений в офлайне в разы труднее. Он не уверен в том, что достаточно хорош, он не получает обратной связи, а если еще и пара негативных или оценочных комментариев попадется на глаза - все, человека это может выбить из колеи и выступление будет провалено.
Поэтому дальше - несложные рекомендации, основанные на моем онлайн- и офлайн-опыте. Мне точно есть, чем делиться - после первого своего выступления (офлайн, ноябрь 2015 года, на 40 человек) я поклялась себе больше никогда не выступать. Слово я не сдержала, и сейчас выступаю, получаю от этого удовольствие и знаю свои точки роста.
Итак, что нужно сделать спикеру, чтобы достойно выступить в онлайне:
- подготовиться. Экспромт удастся и будет хорош только в случае, если вы уже профессионал публичных выступлений или чертов гений. Во всех остальных случаях - скрупулезная подготовка, сбор информации, качественная и подробная презентация;
- прогон своего выступления. Не надо думать, что с докладом точно все ок, особенно если вы раньше с ним не выступали или у вас мало опыта. Прогон покажет, где есть смысловые или динамические провалы, где вы недодали примеров, где нужно остановиться и получить обратную связь аудитории;
- уложиться в тайминг. Уважение к чужому времени (времени слушателей) - must для любого. Спикер не исключение, никакая звездность его не оправдает. Никогда ни на одной нашей конференции мы никому не дали времени больше, чем заявлено в программе. Если видите, что не укладываетесь - быстро поймите, какой блок можно выбросить с минимальным ущербом;
- хорошая сеть интернета (+дублирующий канал). Лучше проводной, ну или устойчивый wi-fi + модем Yota, например, или раздача интернета с телефона. Если вас будет отвлекать то, что вы зависаете, пропадаете или отваливаетесь - можно и в панику впасть;
- тест вебинарной комнаты, звука, оборудования. Сейчас такое многообразие площадок для конференций, трансляций и вебинаров, что знать досконально все невозможно. Вы должны заранее провести тест, чтобы знать, как выйти в эфир, что нажать чтобы иметь возможность вывести на экран презентацию, как ее переключать и как сделать указку из мышки. Разбираться с этим в последний момент - удел непрофессионального организатора, а если еще и спикер не очень опытный - может быть двойной стресс. Гарнитура, встроенный микрофон, airpods - тоже должно быть спланировано заранее;
- сданная не в последний момент презентация. У вас должно быть время, чтобы пересмотреть подготовленный материал в спокойном режиме, что-то докрутить, добавить примеров, шуток, понять что вы забыли важный слайд. Если вы сдадите презентацию перед выступлением (некоторые наши непунктуальные спикеры влетали в зал за минуту до своего выступления с флешкой в руке) - можно налететь на то, что вы могли лучше - но увы;
- спланированные вставки коммуникации с участниками, шутки, вопросы. Если вы 30-90 минут будете монотонно докладывать, не улыбаясь и не делая ничего для того, чтобы наладить коммуникацию с аудиторией и расположить ее к себе - можно устать. Аудитория не ваш враг, не ваш оппонент - да, они невидимы, но готовы с вами коммуницировать, поверьте;
- отключение чата. Не отвлекайтесь на чат во время выступления, заклинаю. Хоть листочком его отгородите, если не можете не смотреть. Там могут быть вопросы, могут быть не самые приятные для вас комментарии (люди в интернете всегда чем-то могут быть недовольны, например вами - даже если вы ни при чем). Если вы не умеете не вовлекаться и не можете быстро переключать внимание - вы залипните, расстроитесь, потеряете нить. Не надо так.
- не читайте презентацию с листа. Прогоните ее десять раз, запомните основные тезисы, как хотите - но не читайте с листа. Фокус у слушателей собьется, внимание потеряется, кто-то уйдет или начнет засыпать. Или начнут писать о монотонности в чат - и дальше смотрите выше;
- заранее поймите, какие возможности вовлечения есть у организатора. Голосования, опросы, ответы в анкетах, вопросы спикеру с рейтингованием вопросов. Все это вы можете использовать при подготовке своего выступления для его усиления и вовлечения участников;
- фон, внешний вид, освещение. Если спикер выступает на кухне, помешивая макароны (и такое бывает) - это, конечно, жиза, но не будьте таким спикером, пожалуйста. Уважение к слушателям проявляется также и в том, как вы выглядите, какая обстановка вас окружает, какое освещение. Если у вас есть брендированный фон (как у меня дома, теперь, например - большой роллап, брендированный горящим велосипедистом и словом ИВЕНТОЛОГИЯ) - круто. Если у вас за спиной ровная стена, книжные полки, драпировка - отлично. Но не кухня, не бардак, не незастеленная кровать. Свет настольной лампы не должен падать сверху, делая из вас панду. Не сидите спиной к окну - вы будете силуэтом. Заранее проведите тест того, какая будет картинка (и учтите, что в разное время суток с разным освещением вы будете выглядеть по-разному). И да, вечерний макияж будет так же неуместен, как грязные волосы и вытянутая футболка. Выступление - это работа, одеваемся соответственно. И да - не надевайте в кадр полосатое и пестрое - смотреться будет ужасно;
- не стесняться своего стеснения и зажатости. Намного лучше пошутить в начале и честно сказать, что вы нервничаете и вам нужна поддержка аудитории. Ни у кого нет задачи целенаправленно вас обижать или расстраивать, а такая честность располагает к вам и разряжает обстановку;
- чем больше примеров и конкретики будет в вашем выступлении - тем лучше оно будет;
- посадите перед собой слушателя. Кого-то из домашних, фотографию, плюшевого медведя. Не всем просто и комфортно говорить в экран/камеру/светящуюся точку на ноутбуке. Если у вас будет слушатель - вам легче будет проявлять эмоции и вы будете менее зажаты. Для первых выступлений живой человек лучше чем плюшевый слушатель - особенно если он будет проявлять положительные эмоции и навыки активного слушанья.
- ликвидируйте все отвлекающие факторы - телефон на авиа-режим, все вкладки со звуковыми уведомлениями закрыть, детей закрыть, кота закрыть. Вы не сможете сосредоточиться на материале, если вас будут отвлекать даже самыми срочными и не терпящими отлагательств задачами. Однажды я вещала из подвала моей дорогой подруги Оли Скребейко. Там была лучшая сеть в доме - но там же хранилась морковка, которая нужна была срочно Олиному сыну. Пришлось на время прервать эфир, чтобы попросить малыша немного подождать. Это один из наших с Олей любимых приколов теперь - но тогда я стрессанула, конечно.
Резюмирую.
Выступать - это кайф. Выступать онлайн - один из вариантов кайфа, единственный на сегодня нам доступный в этом направлении.
Сейчас есть куча тренеров и курсов, направленных на прокачку публичных выступлений - можно найти своего и подкачать навык.
Главное, как обычно - просто практиковать, делать, не останавливаться. А эти несложные практические советы вам помогут.