Найти тему
Алексей Базюк

Кино про побег. Не "Шоушенка" и не "Мотылек".

Предлагаю вашему вниманию, очередную киноподборку и в ней будут фильмы про побег. Тема возникла, собственно, после просмотра "Побега из Претории" с Дэниелом Рэдклиффом , который показался мне пресноватым и скучным и напомнил старый шедевр от Брессона. Итак, фильм первый - Роберт Брессон и его

-"Приговоренный к смерти бежал или дух веет, где хочет. " , 1956 года.

Именно его и пародируют в "Побеги из Претории", но как я сказал выше попытка совершенно беззубая. Сюжет таков. Вторая мировая война. Оккупированная Франция. В застенках, в одиночных камерах, томятся бойцы сопротивления. Они вялы, покорны, воля к сопротивлению сведена к нулю, перемещаются по команде гуськом и больше похожи на персонажей с известной картины Ван Гога из Пушкинского музея ("Прогулка заключенных").

Главный герой решается на побег. Ему нужно добыть необходимые инструменты - веревку, крюк , придумать способ выбраться из этого ада. Фильм лаконичный и если, так можно сказать, аскетичный, словно действие происходит в монастыре. Минимум диалогов, действий, событий. Много фактуры, бетона, крупных планов рук, лиц. Камера может запросто остановиться на куске стены или в дверном проеме. Повествование чрезвычайно медленное. Каждый шаг героя сопровождает закадровый текст, объясняющий происходящее. Побег показан без прикрас и лоска, прозаично и буднично -ложка, матрас, лоскуты одеяло, дверные щепки, при этом каждая деталь удостаивается пристального внимания. Это как если бы фильм о распятии начинался с работы плотников- вот они стругают доски и крест, на ослах вьючат его к Голгофе, закрепляют...Кузнецы куют гвозди.

-2

Весь этот тщательный кропотливый труд затягивает внимание, невольно приходится вместе с героем решать сложные технические задания, следуя за его размышлениями. Как замаскировать проем, где раздобыть веревку, предаст ли сосед? Как заметил Трюффо, главный герой ведет диалог между душой и вещами. В фильме мало действий , вся динамика, которую современный кинематограф со смаком бы размазал по экрану, остается за кадром -убийства, пытки. Сцены насилия скрыты, вместо них музыка -Моцарт или звучат далекие звуки - то автоматная очередь, то стук поезда. Фильм необычен и ни не похож на другие. В десятке моих любимых кино.

Фильм "Дыра" режиссер Беккер. Анатомия предательства.

-3

Группа заключённых решается на побег. План хитроумен. Пока они роются под землёй, их тела заменяют куклы. И надзиратель вглядываясь в смотровую щель ни о чем не подозревает. Их прошлое и их проступки остаются за кадром("все они убийцы или воры". Есенин.), известно, лишь что каждому светит немалый срок. В самый разгар приготовлений, в камере появляется новичок - он симпатичен, дерзок, хладнокровен. Если не ошибаюсь, он единственный, кто хоть немного улыбается. Недоверие к нему быстро исчезает. Его посвящают, пусть и не сразу, в план и Гаспар (так зовут новичка) принимает деятельное участие к осуществлению побега. Гаспар пожалуй самое симпатичный персонаж в этой кампании, вот только он не преступник вовсе , а больше жертва обстоятельств и нахождение его в камере скорее недоразумение. Здесь, как и в первом фильме "Приговоренный.." много рутины. Несколько минут заключенные меняя друг друга пробивают в полу бетонный пол -сцена показана без монтажа и видимых склеек- натурально, документально, сухо. И вот, спустя бессонные ночи, где-то под утро, когда последние препятствия преодолены, кусочек свободы, наконец, открывается им из щели канализационного люка - такси, пешеходы, городские постройки Парижа. Свобода на расстоянии вытянутой руки, еще немного и завтра дерзкая пятерка вдохнет ее манящий воздух. Но в самый последний момент - перед финальной ночью, происходит непредвиденное - комендант вызывает Гаспара для радостной новости - обвинение в убийстве снято, теперь он свободен, остались формальности. Гаспару остается сделать сложный выбор, бежать(вот только зачем?) или сдать товарищей, поскольку ему грозит уже реальный срок за соучастие и сокрытие побега . Угадать финал невозможно и зритель вместе с его сокамерниками , терзается в сложном вопросе -выдаст он их или нет?

-4

Джармуш. "Вне закона". 1986.

-5

Странная троица собирается в одной камере. Все они жалкие неудачники. Их обвели вокруг пальца и теперь в ожидании суда, они коротают дни за решеткой. Они незнакомы друг с другом и постоянно ссорятся и грызутся между собой. Один мелкий сутенер. Его подопечные - девицы с самого дна. Другой - безработный диджей, третий иностранец . В них нет ничего общего, кроме , может быть, выдающегося лузерства. И вот этой троице, наконец, улыбается удача и они бегут. Вскоре они оказываются в болотах и испытания только начинаются....

-6

Еще одна Подборка мужского кино