Читая комментарии, заметил: появляются там время от времени очень странные люди. Эти странные люди с каким-то удивительным презрением относятся к бережливости, рачительности, экономии, считая это уделом тех, кого презрительно именуют «нищебродами».
Для них, судя по тому, что они пишут, вполне нормально выкидывать продукты, мол, «ачетакова, не есть же порченое». И когда им отвечаешь что да, порченое есть не стоит стоит делать покупки с учетом аппетита семьи и осознавая, что будет съедено, а что нет, то получаешь в ответ кучу негатива. Мол, это все пережитки «совка», того времени, когда продуктов было мало, а люди — бедными.
Я не знаю, откуда взялся миф, что бережное отношение к продуктам пошло именно из СССР. Вообще-то оно существовало всегда. И в той самой дореволюционной России, кстати тоже. То, что до революции текли молочные реки меж кисельными берегами, а столы ломились от снеди у всех подряд — сказка. Да, привилегированная часть общества не ела, а простите, зажиралась. Вот только привилегированная часть общества в процентном соотношении к остальным была очень мала… А тем самым «остальным» доставались крохи.
«Хлеб — всему голова», «Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно» — это не в СССР изобретено. Это из века в век передавалось, просто потому, что из века в век было — есть хотя бы хлеб, же хорошо.
Я к чему все это начал? А попалась мне весьма забавная публикация.
И что-то мне подсказывает, все те, кто пишет презрительные комментарии об экономящих нищебродах — они относятся к секте адептов вот такой теории. Что раньше никакого пиетета к хлебу (как к одному из продуктов) не существовало.
Но почему его не существовало? Начнем с того, что литература была занятием исключительно для той привилегированной части общества которая не задумывалась о том, откуда хлеб берется. И не только хлеб, но и любые иные продукты. Эта категория не создавала ничего, она, если можно так выразиться, паразитировала на труде тех, для кого кусок хлеба был радостью, буквально на рабском труде (отмена крепостного права случилась в 1861 году, да и отмена эта оказалась еще одним способом выжать из крестьян последнее).
А вот хлеб как символ выживания, к которому относятся с бережливостью, в литературе мировой присутствовал… Навскидку — линия именно хлеба как ресурса прослеживается в романе Золя «Жерминаль» (слоеная булка в доме рантье Грегуаров, разговор Этьена Лантье с шахтером «лишь бы хлеб был»).
И бережное отношение к продуктам — не только к хлебу! — присутствует во всем мире. А вот у нас почему-то считается понтовым бережливость презирать.
Только как по мне, характеризует оно тех, кто подпадает в категорию, метко охарактеризованную русским народом фразой “ из грязи в князи»