Две Елизаветы или Соната ля минор - анонс драмы
Две Елизаветы, или Соната ля минор («Deux Elisabeths, ou Le sonate en la mineur»)
Историческая драма в трёх действиях с прологом и эпилогом
Действующие лица
Екатерина, российская самодержица, 45 лет от роду на начало 1775 года
Августа, дочь императрицы Елисаветы, 21 лет
Самозванка, безродная авантюрьера, 22 лет
Евдокия, фрейлина Екатерины, 19 лет
Панин, граф, канцлер, 56 лет
Орлов, граф, адмирал, 34 лет
Шувалов, обер-камергер, меценат, 47 лет
Рибас, испанец, русский лейтенант, 25 лет
Войнович, серб, русский капитан-лейтенант, 24 лет
Радзивилл, польский князь, воевода виленский, 40 лет
Демарен, маркиз, гофмаршал Самозванки, 50 лет
Иезуит, поляк, секретарь Самозванки, 35 лет
Паисиелло, неаполитанский композитор музыки, 33 лет
Чимарозо, неаполитанский композитор музыки, 25 лет
Иван, внебрачный сын Шувалова, тенор петербургских театров, 30 лет
Игуменья, настоятельница Иоанновского монастыря, неизвестного возраста
Иоанна, итальянка, старая прислуга Августы, неизвестного возраста
Салтычиха, узница Иоанновского монастыря, 45 лет
Сторож, глухонемой инвалид при Иоанновском монастыре
Вахтенный, матрос охраны Августы
Синьора и Синьор, неаполитанская знать
Розина и Фигаро, неаполитанские артисты
Крестьянка и её дети, богомольцы, крепостные Орлова
Цыгане, домашний оркестр Орлова
Офицеры и нижние чины средиземноморской эскадры, авантюристы свиты Самозванки, жители Неаполя, русская придворная знать и гвардия, неаполитанские и петербургские артисты, московские монахи, монахини, богомольцы и нищие.
Действие происходит в Неаполе, на Капри и в Москве в 1775 и 1785 годах.
Содержание
Пролог, набережная Неаполя.
Набережная виа Ривьера заполнена отдыхающей публикой. Молодой композитор Чимарозо восхищён знаменитым композитором Паисиелло, получившим приглашение российской самодержицы Екатерины. Паисиелло даёт молодому коллеге полезные советы и желает представить его двум богатым русским наследным принцессам Елисаветам. Одна из них живёт в уединении на Капри, вторая даёт большие приёмы в отеле шикарном отеле «Ривьера». Чимарозо удивлён тем, что обе имеют одно имя, но Паисиелло объясняет это сказочным богатством русских, а богатым позволено всё.
Появляются Августа и Шувалов, последний фаворит императрицы Елисаветы Петровны. Августа жалуется Шувалову на одиночество, на которое она обречена по своему рождению.
Под пушечный салют на набережную высаживается Орлов. Он сообщает Шувалову о появлении в Неаполе Самозванки, которую следует найти и доставить для дознания в Россию, и повеление Екатерины бдительно охранять покой Августы, единственной оставшейся представительницы династии Романовых, чьё существование государственная тайна.
Действие первое, на Капри.
Орлов отправляет Войновича на поиски Самозванки на Корфу, а Рибаса в Неаполь с заданием войти в доверие Самозванке. Орлов вспоминает, как двенадцать лет назад увозил из России нежеланную маленькую претендентку на престол. Он влюблён в неё, но боится своего чувства, ибо оно будет расценено покушением на престол.
Чимарозо учит музыке Августу и преподносит «Сонату ля минор» в честь юной русской принчипессы Елисаветы. Августа просит его посетить салон Самозванки и сообщить о происходящем там. Старая служанка Августы обеспокоена уроком музыки, ибо не доверяет молодым итальянцам, она упрекает хозяйку в излишней доверительности с итальянцами.
Августа признаётся в том, что в ней происходят изменения. Она знает, что её дорогая матушка имела всепоглощающее чувство любви. Она внезапно понимает, что любит Орлова, предателя и цареубийцу, и желание любви сильнее презрения. Августа не в силах противиться новым чувствам и решает прожить, прочувствовать любовь хотя бы один краткий миг.
Действие второе, в салоне Самозванки в гостинице «Ривьера».
Бал у Самозванки. Темы разговоров гостей - восхваление красоты хозяйки, мнимой наследной принчипессы Елисаветы, и всепоглощающая ненависть к России.
Чимарозо преподносит Самозванке «Сонату ля минор», она награждает его орденом святой Елисаветы и назначает придворным композитором.
Рибас внушает Самозванке о том, что Орлов готов присягнуть ей вместе с средиземноморской эскадрой. Она награждает Рибаса орденом святой Елисаветы, жалует званием контр-адмирала и назначает комендантом Кронштадта.
Появляется сам Орлов. Самозванка влюбляется и доверяется ему. Она желает выйти замуж за Орлова и сделать его сообщником преступных замыслов. Но в окрестностях Неаполя нет православного священника, и обряд бракосочетания должен произойти на борту русского флагмана.
Самозванка согласна, но велит Орлову уничтожить Августу.
Действие третье, на Капри и в Коломенском под Москвой.
Августа переживает своё падение. Чимарозо докладывает о посещении Самозванки и о том, что Орлов – предатель. Он обвенчался с Самозванкой с целью захвата российский престол.
Русская эскадра прибывает на Капри. Орлов докладывает о захвате Самозванки и немедленном отбытии с пленницей в Петербург. Он пытается объясниться с Августой, но та презирает предателя и цареубийцу.
Панин докладывает Екатерине о расследовании дела Самозванки. Императрицу приводит в бешенство письмо Шувалова с сообщением о беременности Августы. Екатерина допрашивает Орлова, затем женит его на своей фрейлине Евдокие. Екатерина дозволяет Августе постричься в московском Иоанновском монастыре, когда-то восстановленном Елисаветой Петровной в честь рождения Августы.
Эпилог, через десять лет, в Неаполе и Ивановском монастыре.
В московском Донском монастыре Орлов празднует рождение дочери. Орлов кается перед народом за свои грехи. Среди посетителей он встречает нового придворного композитора Чимарозу, который с дозволения императрицы ищет встречи с Августой.
Чимарозо находит Августу в Иоанновском монастыре, но та далека от мирских дел, хотя по-прежнему хранит воспоминания молодости, под влиянием которой прежний придворный композитор Паисиелло написал новую оперу, начавшую век романтизма.
Родив дочь, жена Орлова Евдокия умирает. Это кара Орлову за обман – не авантюристки Самозванки, а праведной Августы.
Стоимость книги 350 руб без учёта пересылки почтой. О приобретении книги обращаться к автору.
Прошу пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье.
© Балакаев Ц. А., 2012-2018, Амстердам-Санкт-Петербург