Найти тему

Рецензия на концертный альбом группы Saga "In Transit" (1982)

SAGA
In Transit
℗ 1982 Polydor 800 100-2
9 tracks = 44'16"

Сейчас может показаться весьма удивительным, что весьма скромный по меркам дня сегодняшнего первый официальный концертный альбом торонтского квинтета Saga в год своего издания (1982) вызвал настоящую сенсацию в тогдашнем рок-мире. И для того, чтобы понять этот факт, необходимо проникнуться музыкальными реалиями начала 80-х, которое отнюдь не было светлым для прогрессивного и арт-рока.

А ведь тогда положение арт-рока было отчаянным: Genesis только что переметнулись практически в поп-веру, Yes просто не существовали, King Crimson как раз въехали в эпоху радикального ритмического экспериментаторства, а представители "новой волны британского прог-рока" в лице Twelfth Night, Pallas и Marillion играли концерты по заплеванным пабам для собственных друзей и знакомых. На этом фоне европейский контракт канадской группы с Polydor выглядел героическим деянием, да и был таковым – лишь в 1983 году аналогичного контракта с фирмой-мэйджором EMI добились Marillion. Однако и резоны боссов Polydor понятны – Saga имела (и имеет по сию пору) совершенно оригинальное звучание. Это сейчас, в эпоху тотального постмодернизма, группа, смело комбинирующая вокальные поп-мелодии, доносимые до слушателя каким-то опереточно-кабаретным голосом Майкла Садлера, аранжировочные наработки арт-монстров Yes и Emerson, Lake And Palmer, и весьма современные по тем временам "пластмассовые" тембры клавишных, больше напоминающих о молодых Duran Duran или Japan, мало кого бы удивила, но так и осталась бы в объятиях независимой фирмы вроде Inside Out Music. А в те времена Saga даже попадала на страницы подростковых журналов вроде “Pop Rocky” или “Bravo” – да оно и неудивительно, учитывая героически-молодцеватый внешний вид этой пятерки.

По счастью, на звуковых дорожках "In Transit" Saga совершенно не упивается собственным мнимым поп-статусом, а совершенно безупречно переигрывает восемь своих главных хитов 1978–1981 годов (каковые входят в концертную программу группы и поныне), добавив к ним лишь барабанное соло "A Brief Case". Аранжировки не претерпели никакого изменения по сравнению со студийными оргиналами – Saga использует свой клавишный арсенал по максимуму (как-никак, в группе три клавишника – вышеупомянутый Майкл Садлер, басист Джим Кричтон и "ведущий клавишник", то есть lead keyboardist Джим Гилмор), и лишь несколько размазанный звук ударных, вопли публики (кажется, будапештской), да реплики Майкла между песнями сообщают о том, что "In Transit" – концертный альбом. Но если вы преисполнены сомнений по поводу творчества группы, у которой так и не сложилось стать второй арт-легендой Канады после Rush, то прислушайтесь к авторитетам – лидер группы Royal Hunt Андрей Андерсен называет "In Transit" одним из своих любимых рок-альбомов всех времен и народов. А такая оценка что-нибудь да значит!

Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №95 (19 апреля 2002 года).

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •