Не хочу никого пугать, но… Так обычно начинаются тексты, которые хотят вас напугать. Я тоже не хочу сеять панику, поэтому, если вы серьёзно относитесь к нынешней эпидемии короновируса, если вы самоизолировались, соблюдаете социальную дистанцию, носите маски и перчатки и выполняете другие рекомендации медиков – то не читайте этот текст. Вы и так делаете всё возможное.
Но если вы «пофигинист», «фома неверующий», скептик или идейный анархист – хочу вам объяснить серьёзность нашего положения. По телевидению каждый час передают сводки о жертвах вируса со всего мира. Да, но что значат эти цифры? Любое число имеет значение только в сравнении с другим числом. Например, температура вашего тела 36,6 градуса Цельсия. Это много или мало, это хорошо или плохо? Мы знаем, что воспалительные процессы в организме повышают его температуру, и температура выше 37 градусов – свидетельствует о заболевании. А температура выше 42 градусов – свидетельствует о приближающейся смерти.
Теперь вернемся к цифрам, которые мы видим в новостях.
Для начала разберемся с терминами. Смертность, смертельность и летальность — это одно и то же? Нет.
Смертность - это число смертей за определенное время в популяции. Например, детская и материнская смертность может выражаться на тысячу человек или на тысячу родов. К развивающейся эпидемии смертность пока не применяется — просто потому, что новая коронавирусная инфекция еще не стала постоянной проблемой, как ВИЧ или малярия.
А вот смертельность, или, корректнее, летальность (в английском — Case fatality ratio, CFR) - Это пропорция, которая показывает долю умерших от всех переболевших во время эпидемии. Под переболевшими подразумеваются все, кто перенес заболевание: как умершие, так и выздоровевшие. Иногда это термин заменяют термином «выбывшие». Именно этот показатель эквивалентен вероятности умереть в случае заражения. В сочетании с показателем того, насколько легко передается инфекция (он называется Rₒ, — это среднее число людей, которых заражает один инфицированный), именно летальность определяет масштаб урона от заболевания.
Точно подсчитать летальность простым делением можно только для закончившихся эпидемий, а вспышка COVID-19 продолжается. Но она уже длится в Европе третий месяц, а в Китае и того больше. Поэтому, в первом приближении, мы уже можем оценить вероятность умереть в случае заражения.
Привожу данные на 10 апреля 2020 года с сайта Яндекс Карты (https://yandex.ru/maps/covid19?ll=106.990424%2C33.223007&z=2)
Что мы видим в этой таблице?
В мире умирает каждый пятый, переболевший новым вирусом! Да, говорят, что кто-то переносит болезнь без симптомов и даже не замечает этого. Но их количество точно не определено. Будем говорить только о тех, чью болезнь зафиксировали врачи. Что по странам?
4 из 100 переболевших умерли в Китае и Германии.
Каждый десятый умирает в России!
Но это ещё «цветочки». Каждый пятый умирает в Испании, каждый третий во Франции.
4 из 10 в США и Италии!
Каждый второй в(на) Украине !
2 из 3 в Норвегии!
9 из 10 в Бразилии и Голландии!
И почти все в Великобритании!!!
Не, я не сею панику. Я взял официальные цифры. И охренел! (Другого приличного слова подобрать не смог, извините.)
Конечно, данные из нижних строчек списка шокируют. Может быть, это результат не точного подсчёта выздоровевших. Может врачи в тех странах считают, что выздоровление займет много месяцев, и не считают переживших болезнь здоровыми. Не знаю. Но и среднемировой показатель в 21 процент – говорит о том, что болезнь чрезвычайно опасная, смертельная, и лучше приложить максимум усилий, что бы ни заразиться, чем надеется на авось и собственный иммунитет.
Люди, позаботьтесь о себе и своих близких!
И помните: бережёного Бог бережёт!
Два дополнения.
1. Совершенно не верно рассчитывать летальность, как отношение умерших к заболевшим. Во-первых, никто пока точно не может определить всех заболевших, пока не прошло всеобщее тестирование. Во-вторых, данный показатель будет в разы меньше, а значит, будет говорить о том, что вирус почти не опасен.
2. Показатели умерших в разных странах считаются по разному. Кто-то считает только умерших от пневмонии (воспаления лёгких), спровоцированной вирусом COVID-19, кто-то всех умерших, у кого диагностировали наличие вируса.