С самых стародавних времен люди любили изображения себя и своих близких людей
Отчего так? Вспомним, как часто мы смотримся в зеркало? Как часто делаем селфи? К примеру, если открыть мою галерею на телефоне - там найдутся фотографии только двух типов - либо важные документы, либо селфи. Отчего так? Да кто его знает. Нам всем кажется, будто бы родинка под глазом делает нас удивительным и уникальным созданием, но по сути... Будем честны, это не так. Фотоаппарат появился не так давно - а мы уже можем отыскать в интернете множество людей, похожих на нас как вторая капля воды.
Один из основных вопросов от посторонних людей, с которыми сталкивается любой художник, звучит так: "Нарисуешь мой портрет?"
Итак, почему я отвечаю на такие запросы отказом?
Первое: для художника, создавать портрет - двойная работа. Поймите, в этом процессе необходимо найти золотую середину между двумя крайностями: изображением реальности и наделением картины художественной выразительностью. Первый комментарий, который художник услышит от любой модели после изображения портрета - Похоже/не похоже. Так, если ты переборщил со "своими переживаниями", которые изложил на холст - ты нарисуешь фею, которая, несомненно, будет вызывать эмоции, но совсем не те, которые нужно вызывать.
С другой стороны - если сухо изобразить внешность человека, все его морщинки, все недостатки - получится полный провал. Конечно, я, как художник, знаю некоторые секреты. Чего рисовать не нужно, какое и где нужно расстояние для ощущения "гармонии" в портрете. Какие цвета лучше брать, как посадить модель. Но даже эти знания не всегда ведут к успешному портрету. Итак, первая причина - заказчик с огромным шансом может оказаться разочарован в результате работы. Стоит ли брать на себя риск такого заказа?
Второе: в успешном или провальном результате здесь всегда будет виноват только художник. Да, в творческих кругах есть такое выражение: "Натура - дура, а художник - молодец." Но его используют с иронией (в основном - преподаватели, обращаясь к своим ученикам). К сожалению, если у художника нет предназначения изображать людей - едва ли он будет этим заниматься. Кому охота убеждаться в своих неудачах раз за разом?
Третье: на портрет уходит уйма времени. Вам никогда не будет казаться, что деталей в лице хватит. Каждый мазок кисти должен идеально вливаться в общую цветовую композицию. Глаза. Это отдельная тема - маленький ад для художника. Есть "три демона": глаза в анатомическом учебнике, глаза на картинах художников, которыми ты восхищаешься и глаза модели. И они все разные. Однажды я потратил на портрет сестры целых 1,5 месяца - я писал ее 4 дня в неделю, по 3-4 часа. Знаете, чем все закончилось? Полным провалом.
Но почему же я рисую автопортреты?
- Я не обижаюсь, если мой рисунок не похож на меня;
- Я не расстраиваюсь, если приходится выкидывать рисунок ;
- Мне не жаль своего собственного времени ;
- Я наизусть помню свое лицо, что облегчает многие этапы рисунка;
- Мне плевать на материал и размер картины;
- Я себе нравлюсь.
В то же время, я не могу сказать, что я "противник портретов". Я обожаю этот жанр, я люблю его больше, чем что либо еще. Вспоминая походы в музеи, я всегда испытывал яркие эмоции именно от техники исполнения портретов, а уж во вторую очередь пейзажей. Даже у меня самого в комнате висит мой портрет авторства Елены Филаретовой.
Я бы очень хотел изображать людей так, как самые великолепные художники, которых я наблюдаю в музеях, в интернете и в академии художеств. Кто-то скажет, что для этого нужна постоянная практика, но...
Я бы с вами поспорил.
Ссылки:
INSTAGRAM Здесь картины из реального мира
ARTSTATION Здесь растровые иллюстрации
SHUTTERSTOCK Здесь векторные иллюстрации