Существует неправильное представление, что после решения кризисной ситуации, трудностей и проблем, они исчезают. На самом деле кризис никуда не исчезает, он никогда полностью не решается. И как только вы поймете, как с этим справиться, вы приобретете большие возможности.
Представляем Вашему вниманию 10 правил, применяя которые Вы сможете быстро справиться с кризисной ситуацией в бизнесе:
1. Понять, что вызвало кризис – вы должны понять, можете ли вы его контролировать. Если не можете, то вы должны сообщить сотрудникам, что волноваться не стоит. Представьте, что платформа для вебинаров не провела вовремя апгрейда из-за количества человек. В офисе из-за этого случился кризис, все в последнюю минуту полетело кувырком, но самое главное, что Вам нужно сделать, это определиться, что Вы можете контролировать в данной ситуации.
Другой пример – случай с коронавирусом. Можете ли вы контролировать этот кризис? Нет. Что вы можете контролировать? Мыть руки, проводить меры безопасности, вести себя ответственно.
2. Определить риски кризиса – что произойдет в худшем случае. Всегда нужно определять, что может произойти в худшем случае. Что, если мы потеряем полмиллиона долларов? Окей. Это большая цифра. И нам придется прикрыть 6 проектов, которыми мы занимаемся сейчас. Что самое плохое может случиться с человеком? Он умрет. Окей. Что самое плохое может произойти, если… То есть всегда проигрывайте самый плохой сценарий.
Так Вы сможете оценить трезво ситуацию и вернуться к нормальному режиму работы.
3. Найдите основу кризиса, чтобы исключить повторение этой ситуации в будущем. То есть не просто «приложить пластырь» и забыть, а по-настоящему исключить все, что вызвало проблему, чтобы они никогда, повторяю, ни-ког-да не произошла снова. Пусть все знают, что Вы будете очень расстроены и разочарованы, если одна и та же проблема будет появляться снова и снова.
Если проблема возникает впервые, сохраняйте спокойствие. Что ж, будем решать. Старайтесь выяснить, что нужно сделать, чтобы проблема не появилась снова, к кому обратиться, кто может оперативно помочь.
4. Составьте план борьбы. Защита и нападение. Иногда мы зацикливаемся на защите, чтобы этот ужас не случился с нами снова. Но надо заниматься не только защитой, надо продолжать вести бизнес, надо продавать, иначе компания просто обанкротится.
Иногда люди начинают с таким энтузиазмом пытаться двигаться вперед, буквально не разбирая дороги, наращивая обороты – нет, так тоже нельзя, Вы только потеряете силы, а с места не сдвинетесь. Нужно не только ворочать веслом, но и затыкать пробоины, иначе лодка потонет.
5. Сплотите сотрудников, чтобы решить проблему. Объединенные общей целью сотрудники легче справятся с кризисом. Когда случается кризис, сделайте так, чтобы сотрудники каждый день видели Ваше лицо, чтобы им передавался Ваш настрой и отсутствие паники. Передавайте им свою уверенность, чтобы они знали, что все будет хорошо. Но если Вы беспокоитесь и не хотите, чтобы окружающие увидели Ваше лицо, иначе они сами забеспокоятся еще сильнее, подумайте, использовать ли Вам эту стратегию.
Задайте сотрудникам один вопрос – ребята, о чем вы думаете? Расскажите мне! Поведайте мне свои мысли! Я хочу, чтобы вы поделились со мной своими страхами и сомнениями! Что вас беспокоит? Мы должны это обсудить! Я смогу вас успокоить!
Скажите им: "Итак, у меня уже готов план действий. Я разработал и записал план действий, потому что я уже поработал над ним. Очень важно ясно понимать направление движения и четкие шаги. Пошагово – номер один, номер два, номер три, номер четыре, номер пять, номер шесть. Если будет так – мы будем действовать этак, если произойдет это, мы предпримем то, и так далее.
Если вы беспокоитесь об этом – мы уже к этому готовы, если вы беспокоитесь о том – мы и к этому готовы, не волнуйтесь!" Вот так Вы должны действовать – тогда ваша команда будет работать четко и слаженно.
6. Кризис – лучшее время для того, чтобы укрепить взаимоотношения. Лучшее время, чтобы лучше узнать свою команду. Лучшее время, чтобы укрепить связи со своими клиентами. Лучшее время, чтобы общаться с боссом, коллегами, другими сотрудниками, спрашивать, как дела, чем они собираются заняться сегодня. Наблюдайте за своими сотрудниками, помогайте им пройти кризис. Именно в это время Вы можете укрепить свои взаимоотношения. Не забывайте об этом! И, кстати, если Вы раньше никак не укрепляли взаимоотношения, в кризисной ситуации Вам придется за это заплатить, за то, что Вы не занимались взаимоотношениями с клиентами, партнерами, вашими сотрудниками.
Ваши слабые взаимоотношения сыграют с Вами злую шутку в кризисные времена.
7. Будьте доступны. И это проблема для многих компаний. Обсудите со своими сотрудниками, как вы общаетесь с клиентами, как вы начинаете звонки, как заканчиваете звонки, что говорите в начале, что говорите в конце. Проиграйте разные ситуации , когда клиенты или покупатели, или инвесторы ведут себя некорректно, и что тогда должны говорить Ваши сотрудники, как они должны реагировать в этой ситуации, это очень важно.
В кризисных ситуациях люди должны иметь доступ посредством звонков, электронной почты, социальных сетей, в общем, всех средств связи. Вы как руководитель, обязаны быть доступны для людей постоянно, посредством любых этих средств связи. В больше степени, чем раньше.
8. Проведите исследование. Когда происходит кризис, проведите его исследование. Если Вы сын, отец, муж или брат, если Вы друг, если Вы лидер, если Вы ответственный человек, исследование проводить необходимо, потому что Вы несете ответственность за других людей.
Какие исследования проводить? Личное: звоните экспертам, изучайте данные, чтобы понять, существуют ли какие-то тенденции. Изучайте все – бизнес, экономику, историю эпидемий, обвал рынка, неважно.
9. Старайтесь вернуть равновесие. Сверху – к нормальному состоянию. Снизу – к нормальному состоянию. И чем быстрее Вы сможете вернуть нормальное состояние, тем лучше. Конечно, это займет у Вас время, ведь Вы не робот, но все равно, нужно стремиться как можно быстрее вернуть равновесие.
10. Проанализируйте, что нужно минимизировать, удалить или повысить. Например, стало ясно, что много вот этого Вам не понадобится – вычеркнем это, удалим! Или – Вы раньше слишком уж утрировали с этим, это вызывало неприятную реакцию у людей – давайте это уменьшим. А вот это – Вы поняли, что в прошлый раз Вам этого не хватило, давайте побольше запасемся этим. Окей, отлично, это решение!
Минимизировать, удалить, увеличить. Подумайте, что Вы можете сделать, чтобы и в период кризиса Ваша компания оставалась на плаву.
Итак, это 10 правил улучшения ситуации в бизнесе во время кризиса. Используйте их и тогда Вы сможете минимизировать потери, которые несет бизнес при любой кризисной ситуации, которых бывает огромное множество. Если Вы хотите узнать, с какими кризисными ситуациями Вы можете столкнуться во время ведения бизнеса и как влиять на их продолжительность, смотрите наше видео на YouTube: https://youtu.be/wOUuxleUqBw