Продолжаю разбирать фотографии и рассказывать про места, о которых руки не дошли написать статью. Как вы понимаете, в условиях отсутствия новых прогулок и путешествий - самое время исправлять упущения. Данная история и фотографии откидывают нас в золотую осень 2020.
Предмет нашего сегодняшнего разговора появился в Москве аж в 1620 году - именно тогда скромная деревянная церквушка появилась у южной границе границе города на берегу реки Яузы. Позднее, храм получил и свое название - Троицкий, Троицы Живоначальной в Серебряниках. Почему в Серебряниках? В XVII веке в этой местности поселились "денежных дел мастера" - работники Серебряного двора, отвечавшие за изготовление серебряных монет, иконных окладов, украшений и утвари. Некоторое время боролись две традиции - московские улицы чаще называли либо по церквям, от которых те брали начало, либо от профессий людей на них обитавших (еще вариант - от особо статусных жильцов, но не в этом случае). В результате, улочка называлась изначально Троицкой (по церкви), а затем - Серебряническим переулком. Практически, Злата Улочка, что в пражском Граде. Только серебряная :)
А ЧЕМ ИНТЕРЕСНА ЦЕРКОВЬ?
Да, давайте вернемся к ней! Церковь интересна, что нынешнее её здание обязано появлением прапрадеду будущей жены Александра Сергеевича Пушкина - Афанасию Абрамовичу Гончарову, промышленнику, чья усадьба находилась на Троицкой улице. Именно он выделил средства на постройку высокой колокольни, которой мы можем любоваться до сих пор. Неизвестно, сколько в его решении было набожности, а сколько - тщеславия (еще бы, колокольня долгое время оставалась самым высоким зданием на сотни метров вокруг), но сказать ему за это стоит спасибо. Архитектор колокольни неизвестен - полагают, что это был Карл Бланк, автор монументального Воспитательного дома на Москворецкой набережной - одного из моих любимых московских зданий, о котором я всё никак не соберусь написать отдельную статью.
Здание храма моложе колокольни на несколько десятков лет - деньги на его перестройку пожертвовала супруга купца 1-ой гильдии Татьяна Суровщикова. Получившееся строение интересно тем, это одна из последних построенных в Москве барочных церквей - в конце XVIII века стиль стремительно выходил из моды. Краевед Никита Брусиловский описывает Троицкую церковь так: "Сочетание голубоватого цвета с белыми деталями, использование картушей и рокайлей, парные колонны по сторонам арок, декорирование арок и капителей колонн фигурками херувимов – все это свойственно именно барокко. В то же время первый ярус отделан рустом – влияние формирующейся стилистики классицизма. В колокольне церкви Троицы в Серебряниках есть некоторое сходство с колокольней Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге, особенно в цветовой гамме и деталях – однако последняя тоньше и изящнее... Основная часть церкви не соединяется с колокольней и представляет собой отдельное здание. В нем гораздо больше классицистических черт – пилястровые портики на боковых сторонах, вытянутая трапезная со скромным декором. В то же время завершение церкви выполнено не в виде купола, как это присуще храмам времени классицизма, а виде куба с усеченными углами, на гранях которого расположены овальные окна и лепнина, изображающая крест, раскрытое Евангелие, епитрахиль и кадило."
ДАЛЬШЕ БУДЕТ ПРО СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД?
Да, понятное дело, что после революции многое изменилось. Церковь закрыли одной из первых в Москве - якобы, сразу в 1917 году. Здание, как водится, перепрофилировали - размещали здесь то жилые помещения, то склады. Чудо заключается в том, что несмотря на многочисленные стройки вокруг, здание уцелело и дошло до наших дней практически в первозданном виде. Это ценно еще и потому, что на здании уцелела масонская символика - в частности, пирамида со Всевидящим Оком.
Любопытное изменение произошло с перспективой - уровень Яузской улице повысили уже в XX веке, в результате чего этажи всех зданий на улице, кроме находящейся на углу с Яузским бульваром усадьбы того самого Афанасия Гончарова, оказались частично или полностью скрыты за насыпью, что сделало Серебрянический переулок уникальным для Москвы - второго такого на весь город не найти.
Жалко, что сам переулок мы теряем. В нем вовсю ведется строительство новых зданий, а старинная застройка из классических двухэтажных московских особнячков - уничтожается. Из хороших новостей - начало Серябрянического сохраняет свой колорит и остается одной из самых интересных улочек Москвы со своей неповторимой атмосферой. Отдельный вопрос - это его дворы, но по ним стоит прогуляться отдельно! И котики, не забывайте про котиков!
Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.