Данную подборку фотографий со своими размышлениями я собирался выложить в конце 2018 года. Приурочив материал так сказать к открытию нескольких новых станций питерского метрополитена. Сроки открытия тогда перенесли. Пораскинув мозгами и самое главное, почитав материал Сергея я пришёл к выводу, что смысла давать отлеживаться фотографиям, нет. Потому что появились у меня веские подозрения, что Питер не увидит новых станций и в этом году.
Для начала заценим карту. Всего в Питере 69 станций и пять линий. И это единственный полноценный метрополитен в России кроме московского который более-менее покрывает город.
О цифрах поговорим с вами в конце материала. А сейчас посмотрим на фотокарточки. Жили мы в центре города, ну как я понимаю центр Питера. И ближайшая станция к нам была «Владимирская». В этот вестибюль получается, мы с семейством заходили чаще всего за время пребывания в Питере. Удивила меня конечно торговля тут около метро, но в принципе это объяснимо наличием рынка под боком.
Заценим другие вестибюли метрополитена. Вот, например интересный вариант оформления из 60-х годов. Стильно же сделано. И абсолютно иной подход если сравнивать с предыдущей станцией «Владимирская». Та открыта была в 50-х годах.
«Площадь восстания». Здесь конечно тоже угадывается роскошь 50-х годов.
А вот уже современность. Станция метро «Беговая».
«Новокрестовская». Собственно самые свежие станции.
«Василеостровская». Открыта во второй половине 60-х.
Станция «Крестовский остров». Открыта в 1999 году, но её потом доделывали.
«Приморская» 1979 год.
Станция «Парнас». Дата открытия – 2006 год.
«Балтийская». Тут снова роскошь из 50-х.
Ну и самый запомнившийся мне вестибюль у станции «Московская». Открыта кстати она была в 1969 году. Интересно, не планировался ли выход изначально в сталинском доме, который там рядом стоит?
Оформление станций в Питере не такое яркое как в Москве. Здесь нет станций попав на которые ощущаешь себя в музее скульптур. Но кое-что интересное всё же зодчие создали и тут. Регулярно встречаются всяческие мозаики.
Или же правильно это называется панно?
Изредка встречаются и скульптуры.
На стенах можно выявить артефакты СССР. Очень трогательные надписи. Надеюсь, их сохранят для потомков.
Ну и декор. Опять же в сравнении с Москвой тут нет размаха.
Владимир Ильич тут тоже имеется. Правда не в таких масштабах как в Москве, но оно и немудрено. Метрополитен-то всё-таки меньше.
Любопытное оформление у станции «Маяковская». Пожалуй, внешне, на мой взгляд, это самая интересная станция в Питере. Опять же непривычно находиться на станции закрытого типа. В Москве ничего подобного нет. Как я понял, подобные станции строили в целях экономии средств. Вот только не понимаю я, в чём тут экономия. Двери-то тоже требуют обслуживания.
Ещё немного деталей.
Судя по тем кадрам, что мне пришло в голову сделать, основная фишка питерского метро это мозаики.
Ну и ещё есть там занятные витражи. Правда, я приметил их только на станции «Парнас».
И конечно как же в Питере без Александра Сергеевича? Хотя как по мне там давно пора появиться и Виктору Цою. Впрочем, об этом тоже ближе к концу подборки.
Удобная фишка питерского метро это наличие карт на самих станциях. Вон в правом углу как раз люди разглядывают маршрут.
Не все ещё пользуются модными гаджетами, где можно построить маршрут. Так что штука эта востребованная. Хотя я подозреваю, лет через 10 будет выглядеть как неуместный артефакт прошлого.
Относительно заполняемости питерского метро. Мне лично оно показалось пустым. Но судя по рассказам наиболее опытных передовиков, по утрам бывает и там адок. Интересно, какой аналог в Питере у Выхино? Хотя не Выхином единым. Так-то и Новогиреево мне запомнилось толпами, и Комсомольская и ВДНХ, в конце концов.
Безусловно, совсем уж пустым питерское метро нельзя назвать.
Но я точно знаю, что в столице очередь на эскалаторы начинается с той точки, где я стоял, делая этот кадр. В Питере очередей на эскалатор я вообще не видел.
В центре города, судя по всему, небольшие толпы есть в принципе всегда.
А вот на новых станциях типа «Беговой» оказалось пустынно.
Из трёх людей в кадре двое сотрудники метрополитена. Но опять же справедливости ради скажу, что и в Москве есть станции, где народу бывает мало. На какой-нибудь «Лесопарковой» или «Спартаке» не так уж и густо.
Закрытые эскалаторы ведущие неизвестно куда.
Ну а на «Новокрестовской» мы и вовсе никого не встретили.
Посмотрим на интерьеры самих станций. Вот, к примеру «Василеостровская».
«Приморская». Не могу удержаться и снова отмечу, что везде нет толп.
Хотя кое-где и встречаются, но по моим ощущениям это скорее исключение.
«Достоевская». В Москве-то интереснее оформление.
Тихо в питерском метро и спокойно.
Ещё немного карточек подземки.
Собственно пришло время поговорить о цифрах.
Площадь Москвы 2561 километра. Площадь Питера 1403 километра. Грубо говоря, он в два раза меньше столицы. Но в столице 223 станции. Плюс 54 станции МЦК, плюс монорельс. Протяженность московского метро 381 км. Протяженность питерского метро 118,6 км. Накидываем ещё МЦК и монорельс. Итого имеем 439,7 против 118,6. То есть питерская протяженность составляет, грубо говоря, 27 процентов от московской. Я рассматриваю только то, что есть на сегодняшний день. В перспективе-то еще в Москве будут МЦД, да и метро роют там активно. Здесь логично вспомнить и про население. 12 с половиной миллионов против 5,35.
Путём нехитрых вычислений мы видим, что на одну станцию в Москве приходится 56 тысяч человек. В Питере же 77 тысяч. На основе этих цифр можно сделать вывод, что Питеру необходимо заиметь 95 станций на карте. Что бы достичь цифры в 56 тысяч человек на одну станцию. То есть в обозримом будущем там надо открыть 26 станций. Цифра для Москвы небольшая. Для Питера же фантастическая. Я не верю, что в ближайшие 10 лет там появится столько станций. Да и в ближайшие 20 лет тоже.
Начиная с 90-х годов, то есть за 29 лет, было открыто всего-то 18 станций. Для сравнения в Москве только в прошлом году открыли 17 станций. Перспективы у города туманные. Винить я никого не буду. Но странная динамика развития второго города в стране. И это при том, что население там продолжает расти.
Ну а окончу я подборку вот таким снимком.
На мой взгляд, в Питере было бы неплохо сделать станцию с лицами музыкантов. Да-да. Можно сказать, что я совсем поехал крышей со своей рок музыкой. Но можно на это взглянуть и с другой стороны. Рок стал давно уже частью истории. А историю иной раз неплохо увековечивать. Станция же посвящённая эпохе рок музыки точно стала бы достопримечательностью города. Я даже в этом не сомневаюсь. Туда бы совершали хадж провинциалы вроде меня. Да и далёкие от музыки люди наверняка тоже из любопытства заехали бы глянуть. Конечно, это всего лишь мечты и вряд ли что-то подобное у нас появится. Всё-таки чиновники у нас весьма закостенелые люди. Но с другой стороны, а вдруг?
На сегодня же всё. Спасибо за внимание и конечно желаю Питеру новых станций метрополитена не только в этом году, а ежегодно. Надеюсь, что увижу открытие и станции под №100.