Найти тему
Туман войны

Советский истребитель-трансформер

ИС-1
ИС-1

Как известно, самолету подъемную силу создает крыло. Оно же создает основное аэродинамическое сопротивление. Поэтому самолетам-бипланам нужен меньший разбег для отрыва от земли, чем аналогичным по весу и мощности двигателя монопланам. В воздухе же бипланы значительно маневреннее. Зато моноплан за счет меньшей площади крыла выигрывает в скорости. В 20-30-е годы прошлого века авиаконструкторы всего мира пытались научить бипланы летать быстрее, а монопланам придать лучшую маневренность и взлетно-посадочные характеристики.

Очень оригинальную идею во второй половине 30-х годов преподнес летчик-испытатель НИИ ВВС Владимир Васильевич Шевченко: самолет взлетает в виде биплана, в полете же нижнее крыло складывает и летит уже монопланом. Трансформер, как бы сказали сейчас. Абсурд? Может быть. Но это было время новаторских идей в авиации. На уровне НИИ ВВС проект поддержали, выделили людей и помещение.

Весной 1938 года Шевченко продемонстрировал начальству и коллегам по НИИ действующий макет самолета. Консоли нижнего крыла гидравлика «ломала» пополам и подтягивала наверх. Внутренние половины консолей входили в специальные ниши по бокам фюзеляжа, внешние уходили в ниши верхнего крыла. Шасси при этом убирались во внутренние части консолей. Весь процесс уборки или выпуска крыла занимал семь секунд. Увиденное произвело сильное впечатление, но никто из начальства давать дальнейший ход проекту не решился – время было очень интересное – один неверный шаг, и могли обвинить во вредительстве. А новый самолет был уж очень футуристическим.

ИС-1 со сложенным нижним крылом и шасси на специальной тележке.
ИС-1 со сложенным нижним крылом и шасси на специальной тележке.

Но, слава Богу, есть друзья… Шевченко был очень уважаемым летчиком-испытателем. В друзьях у него были Валерий Чкалов, Степан Супрун, Анатолий Серов, Владимир Коккинаки. Кто-то из них о существовании проекта и макета «проболтался» Ворошилову. Тот поспешил взглянуть на чудо своими глазами и остался доволен.

Осенью 1938 года проект истребителя со складывающимся крылом «ИС» был утвержден, Шевченко возглавил ОКБ-30. Позже аббревиатуру «ИС» стали расшифровывать, как «истребитель складной», сам же Владимир Васильевич никогда не скрывал, что назвал его в честь Сталина.

-3

Весной 40-го первый ИС-1 с мотором М-63 (номинально 930 л.с.) был готов к испытаниям. Особую тревогу вызывала система уборки крыла – если она в воздухе сработает нештатно, самолету и летчику конец. При испытаниях на земле она вела себя превосходно. Впервые самолет взлетел 29 мая 1940 года. Крыло в полете не убирали. Сделал это в седьмом по счету испытательном вылете 21 июня Георгий Шиянов. Все прошло замечательно. Но ИС-1 - это лишь проба пера. Он доказывал принципиальную возможность существования подобного самолета. Превратить его в самолет боевой еще только предстояло.

ИС-2
ИС-2

К январю 1941 года был готов ИС-2. На этом самолете установили более мощный двигатель М-88, улучшили аэродинамику. Вооружить истребитель предполагалось двумя 12,7-мм УБС и двумя 7,62-мм ШКАС. Максимальная расчетная скорость должна была составить 600 км/ч. Самолет совершил четыре успешных испытательных полета. Но… В мае 1941 года ОКБ-30 было расформировано. Руководство НКАП пришло к выводу, что такой самолет ВВС не нужен. Он дорог и сложен в производстве, а его уникальные способности на практике ничтожны. Его складное крыло дает преимущества только на взлете и посадке, но это не ключевые характеристики. Тем более, что истребители-монопланы достигли приемлемых показателей в этом вопросе при помощи механизации своего единственного крыла. Повысить же маневренность в бою за счет выпуска нижнего крыла самолеты ИС не могут, т.к. одновременно выпускаются шасси.

ИС-2. Хорошо видны ниши в верхнем крыле
ИС-2. Хорошо видны ниши в верхнем крыле

Позиция НКАП верна и понятна. Но зачем КБ-то закрывать? Отказаться от конструктора, который сумел такое придумать и воплотить в металле! Достаточно было направить его деятельность в нужное русло. Пусть создаст обычный, без всех этих «примочек», истребитель-моноплан, способный разгоняться до 600-650 км/ч на малых и средних высотах. Нам как раз такого не хватало.

Шевченко вернулся к работе летчика-испытателя. Летом-осенью 1941 года без отрыва от основной работы защищал небо Москвы от вражеских налетов в составе 2-й Особой отдельной авиационной эскадрильи, сформированной из испытателей. В инициативном порядке продолжал представлять эскизные проекты истребителей со складывающимся крылом, но поддержки не получил.

В 1947 году предложил проект скоростного реактивного истребителя с изменяемой геометрией крыла. Идею сочли слишком передовой и отклонили.

В.В. Шевченко вышел в отставку в звании полковника. Жил в Москве. Скончался в 1996 году.

Фото из открытых источников