Из-за угрозы распространения коронавируса традиционная Вахта Памяти, объединяющая на раскопках поисковиков со всей страны, переходит в онлайн-встречу. К сожалению, выехать на места исторических сражений времен Великой Отечественной войны не получится. Не будет этой весной и торжественных митингов, захоронений воинов, найденных поисковыми отрядами.
Открытие международной акции «Вахта Памяти», посвященной 75-летию Победы в связи с режимом самоизоляции пройдет 23 апреля по видеосвязи. Зато на видеоконференции, по задумке, должны встретиться не только добровольцы из России, но и историки и исследователи из Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Польши, Германии.
На онлайн-открытии Вахты Памяти презентуют Всероссийский информационно-поисковый центр, который действует в Казани. Он создан мониторить состояние воинских захоронений и вести их реестр, а так же систематизировать поисковую документацию. Там же запущен сервис проекта «Судьба солдата», в котором будут собираться заявки на установление судьбы солдат и офицеров Красной армии. Не на всех из них удается ответить сразу, но родственники продолжают надеяться и ждут вестей о своих пропавших без вести предках. Всегда есть надежда, что солдат будет найден во время экспедиции, или появятся новые архивные документы, - рассказывают сами поисковики российского движения.
Подобный сервис объединяет усилия не только поисковиков, но и всех организаций, добровольцев, кто готов помощь помочь в установлении судьбы участников Великой Отечественной войны. Благодаря информационно-поисковому центру граждане России смогут узнать не был ли найден поисковиками на территории России или за рубежом их предок, которого они считают пропавшим без вести.
А тем временем, как рассказал руководитель поискового движения во Владимирской области Вячеслав Казаков, владимирские ребята продолжают искать удаленно. Они принимают и обрабатывают запросы. А недавно в соцсетях активисты запустили флешмоб #первыйпоиск и на страницах в «ВКонтакте» вспоминают, как связали свою жизнь с поиском. Участие в эстафете воспоминаний приняли и молодые бойцы, и опытные командиры владимирских поисковых отрядов.
Анастасия Иванова: «Апрель 2014 года – время перемен.… В наш класс пришел новый учитель ОБЖ, человек увлеченный, с горящими глазами. Именно он и стал для меня проводником в мир поискового движения, только благодаря ему для меня все случилось.
Мой первый солдат ждал нас совсем недалеко от дороги, командир точным ударом щупа разбил его стеклянную фляжку. Удивительное везение, в такие моменты начинаешь верить в чудеса и в то, что солдаты очень хотят, чтобы их поскорее нашли. Подъем был волнительным, кажется даже лес замер в это мгновение. Все делается очень осторожно, с великим почтением. Это невозможно описать, это можно лишь почувствовать»
Татьяна Игнатьева: «Помню свой первый выход в лес. Первый подъём солдата. Перевернувшееся мироощущение и понимание неправильности происходящего: герои, благодаря которым мы живём сейчас, лежат здесь, в лесу. Забытые. Непохороненные. Имена многих уже невозможно установить. И на сердце стало неспокойно...
В тот день я поняла, что остаюсь в поиске»
Александр Неповинных, командир отряда «Звезда»: «Случилось это в далёком уже 2004 году. Не могу сказать, что для меня поиск стал неожиданным открытием - интересоваться я стал ещё в начальной школе, читая в "Пионерской правде" репортажи о первой Всесоюзной Вахте Памяти в Мясном бору. Вот тогда и появился интерес к теме Великой Отечественной войны и осознание того, что события были реальными, настоящей трагедией, а не просто параграфом из учебника истории»
Олег Гуреев, командир отряда «Земляк» Август 2007. «Захоронение нетронутое. Выясняется, что поднимаем останки 3 бойцов. Знак «Гвардия» на сохранившемся фрагменте гимнастерки. Личные вещи: три пары ботинок, мундштук, табакерка, пуговицы советского образца со звездочками от гимнастерки и шинели. С останками поднимаем погоны старшего лейтенанта, знак «Гвардия» принадлежал ему, и сержанта. Подписных вещей нет. … Осознание того, что подняли наших первых солдат пришло по дороге в лагерь. К времянке вместе с останками положили каску старшего лейтенанта и полевые цветы…»