Молодой студент филфака Илья Горюнов (Александр Петров) ссорится с мамой, которая не хочет пускать его на дискотеку, так как он еще не закрыл всю сессию (у него хвост по романской филологии). Чем старше становишься, тем больше понимаешь, что родителей надо чаще слушать. Разумеется, Илья все равно «с боем» вырывается и вместе со своей девушкой отправляется в клуб, где устраивают внезапный рейд сотрудники госнаркоконтроля. Илья пытается вступиться за свою девушку, и один из полицейских, мерзкий тип, Петр Хазин (Иван Янковский), назвав Илью «клоуном», уводит его в подсобку. Устроив Илье личный досмотр, он якобы находит у него наркотики.
Спустя семь лет, Илья выходит из тюрьмы и возвращается домой. Мамы уже нет в живых, девушка, разумеется, давно про него забыла (у нее «новая жизнь»), да, и вообще, за семь лет жизнь изменилась кардинально. Илье только и остается - посмотреть в Интернете, как живет-поживает Петр Хазин, человек, который в один момент лишил его лучших годов жизни, а вместе с ними и будущего. У Хазина (уже майора), похоже, все прекрасно: «Мальдивы, рестораны и телка» (Кристина Асмус). Выпив водки, Горюнов ищет со своим обидчиком встречи, которая заканчивается, мягко говоря, плохо: он его убивает. Забрав телефон у мертвеца, Илья начинает читать все его сообщения, смотреть его фото и видео, отвечать за него всем – примеряет на себя чужую жизнь.
«Текст» - это экранизация одноименного романа Дмитрия Глуховского (он же написал сценарий). Режиссером выступил Клим Шипенко («Салют-7» и «Холоп»). И, если к режиссуре здесь вряд ли у кого-либо возникнут претензии, то к сценарию их полно. Я готов поверить, что начальник на работе или приятель, может не понять, что с ним по переписке общается другой человек, но, чтоб родная мать переписывалась с чужим человеком, думая, что это ее сын – стопроцентный сюжетный провал.
В чем идея этого фильма? Еще в трейлере голос Горюнова сообщает нам: «телефон стал для души резервным хранилищем. В нем самые яркие наши воспоминания, мы храним свой смех в фотографиях, и минуты счастья в видео, в чатах признания в любви, снимки соблазнов, и свидетельство грехов. Такое время».
Да, действительно, время странное. Те, кто застал советские времена, помнят, что люди старались не то, что не распространяться о своих доходах, отпусках и машинах (если такие были), желательно было вообще говорить о себе поменьше. Теперь же, съездить в отпуск и не выложить фото в Инстаграм равносильно тому, что отпуск прошел впустую. Сейчас, чтобы узнать о человеке всё (доходы, личная жизнь, друзья) не нужны никакие спецслужбы, достаточно, и правда, заполучить его телефон (а иногда и просто зайти на его страницу в соцсети). Если фильм «Текст» об этом, то он не открыл нам ничего нового.
А если это не просто высказывание на тему духа времени, то, здесь тоже возникают вопросы. Илья Горюнов, безусловно, стал жертвой жестокого и бестолкового типа, для которого судьба конкретного человека – это пустой звук. Конечно, это страшно. Но достаточно ли для сюжета фильма? Что делает Илья, выйдя из тюрьмы (кроме убийства обидчика)? Похоже, он сам этого не знает. И это не кино о мести. О чем же оно? В отличие от Данилы Багрова («Брат» и «Брат 2»), Горюнов не впрягается за кого-то, чтобы помочь, и не ставит перед собой никаких целей. То же самое можно сказать и о создателях фильма. «Текст» - это хорошо сделанное кино с хорошими актерами. Но о чем оно, непонятно.