Я не школьный учитель. Но даже мне видно, что система образования не просто накренилась, она похожа на развалюху, в которой пытаются выжить слишком много жителей. Подпирают палками и корягами, пытаются одновременно клеить обои и красить стены, перекладывать полы и танцевать. Мне искренне жаль учителей и учеников, попавших в такое неудобное время.
На перестройку образования выделяется много, вернее, ОЧЕНЬ много денег, которые не доходят до учителей. Разработчики, не работавшие с детьми ни дня, не представляющие о педагогике даже смутно, придумывают новые способы "учета, контроля и наказания", повышения эффективности и систематизации.
Не секрет, что денег в нашей стране воруется много. Ну давайте честно, не называя красивыми словами "коррупция" и "дефицит ликвидности" признаемся, что воруют и воруют много. Настолько, что все привыкли. Не смешные уже шутки про сборы на шторы, двери, окна в классах. На ремонт школ деньги выдает государство.
Когда я была юна и зелена, я работала в детском саду в столице. Сад давно не ремонтировался, на территории были убогие конструкции десятилетней давности. Забор был дырявый и игрушек в группе почти не было. Не было и канцтоваров, наглядных пособий, а те, что мне выдавала методист - происходили из тех времен, когда меня еще на свете не было. Клянусь, они были ровесниками детского сада.
Родители - кто покорно, кто негодуя, сдавали на шторы, покупали пластилин и кукол, сдавали на праздники и фотографов. Заведующая невзлюбила меня, и периодически пугала всякими карами, которым я верила, по неопытности, верила, что меня могут судить за халатность (один ребенок другому палец прокусил), могут уволить за ненадлежащее исполнение обязанностей. Впрочем, доставалось не только мне, воспитатели роптали на низкую зарплату, грубое обращение, плохое спонсирование.
Случайно я подслушала разговор, что деньги на ремонт сада и территории выделялись уже трижды. На песочницы, на игрушки. На шторы. На канцтовары.
На свадьбу своему сыну заведующая подарила квартиру и свадебное путешествие на юга. Достойно. Позаботилась о своем ребенке.
Я сейчас не тыкаю пальцем, мол, директора воруют. Дело не в директорах, заведующих, дело в принципе - воровать можно. И нужно. Это ловкость.
Мне это казалось тогда и кажется сейчас бесстыдством и воровством. Можно сколько угодно ругать правительство, заведующую, управление образования и самое себя - мол, каждый готов урвать в таких нищенских условиях.
Но когда я слышу, что депутат со всеми выплатами получает 400 тысяч, эта жирная морда, спящая на рабочем месте... А врач, сутками вытаскивающий с того света, получает премию в 20 т.р., мне становится тошно. Это не бесстыдство, это уже бесчеловечность. Это позор. Я не знаю, есть ли решение у этой проблемы. Есть люди умнее меня и опытнее, знающие эти механизмы. Но почему, почему в крохотной Финляндии, у которой нет золота и леса, дети охотно идут в школу и учитель - уважаемый человек? Почему у нас столько пафоса, великая нация, а каждый третий вор, и это не стыдно, а молодец, обеспечил семью?
Нищета не почетна. Недостойна. Стыдно быть бедным. Стыдно и смешно быть честным. Наверное, это все-таки сверху идет. Или снизу? Как думаете?