Уже в первом классе начальной школы детям задают на дом небольшие тексты для самостоятельного ознакомления. На этом этапе можно заметить, что у многих школьников есть проблемы с пониманием того, что они читают. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше неумение понять прочитанное будет влиять на его успеваемость. Существует три действенных способа, позволяющих исправить ситуацию.
Расширяем словарный запас
Еще с самых ранних лет ребенок запоминает те слова, которые встречаются ему в повседневной жизни. Так постепенно формируется его словарный запас. Когда малыш осваивает основы грамоты в школе или еще до нее, он учится читать свои первые тексты. Уже на этом этапе у него могут возникать трудности с пониманием прочитанного, ведь даже в самом простом детском произведении могут встречаться незнакомые слова.
Родители далеко не всегда обращают на это внимание. Хорошо, если ребенок сам интересуется, что значит то или иное слово. В противном случае словарный запас малыша никак не растет от количества прочитанных книг. Именно поэтому так важно читать вместе с ребенком и побуждать его интересоваться значением незнакомых слов. Даже прослушивание того, как читают родители, позволяет расширить словарный запас.
Также с этой задачей отлично справляются различные обучающие настольные игры. Они позволяют в игровой форме учить и запоминать новые слова. Благодаря такому досугу удастся весело и с пользой провести время всей семьей.
Учимся сохранять внимание
Способность концентрироваться на книге позволяет лучше усваивать ее сюжет. Но рассеянное внимание при знакомстве с литературным произведением – это частая проблема, которая встречается и у детей, и у взрослых. Человеческий мозг необходимо тренировать, чтобы он мог улавливать суть теста, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Добиться этого можно только если изменить сам подход к чтению.
Для этого нужно привыкнуть не просто читать, но и анализировать текст: обращать внимание на черты характера главных героев и их взаимоотношения, оценивать сюжетные повороты и действия персонажей в тех или иных ситуациях. Подобный анализ произведения позволяет лучше погрузиться в него. А это значит, что и понимание прочитанного будет даваться легче.
Кроме анализа художественной составляющей также важно обращать внимание на структуру текста. Если научиться разделять его на составные части, то удастся легче понять главную мысль, которую хотел донести до читателя автор. Хорошие навыки анализа произведения станут основой его понимания.
Прививаем любовь к литературе
Есть существенная разница между тем, что человек не может понять произведение, и тем, что не хочет. Когда речь идет о детях, очень часто встречается именно второй вариант. Иногда именно нежелание уделять свое свободное время чтению является причиной того, что школьники не понимают прочитанное. Именно поэтому так важно пробудить в них интерес к литературе.
Лучше начинать это делать с детства. Когда ребенок с малых лет слушает то, как ему читают взрослые, он будет больше любить книги. Но, даже если в дошкольные годы малышу мало читали, на ситуацию можно повлиять. Для этого нужно вместе читать и обсуждать различные книги. Учите детей выражать свое мнение о том или ином произведении, делитесь своими собственными выводами.
Интерес, который демонстрируют родители по отношению к тому, что читают их дети, может передаться и ребенку. Так совместными усилиями можно будет воспитать любовь к литературе. Когда знакомство с книгой приносит удовольствие, понимать ее намного легче.