Найти тему
Рязанский портал ya62.ru

«Гречки больше нет». Пандемия глазами кассира рязанской «Пятерочки»

Пока в Рязани места массового скопления людей оцеплены полосатыми лентами, а сами люди сидят в изоляции, работать продолжают не только больницы и оборонные предприятия, но и продуктовые магазины. Сотрудница одной из «Пятерочек» на Касимовском шоссе рассказала YA62.ru о том, как живет в ситуации «недокарантина» их магазин, и каких персонажей можно встретить там сейчас.

— Однажды я пришла на работу и увидела в отделе бакалеи огромную зияющую дыру в том месте, где должна была стоять гречка. Так в нашей «Пятерочке» начался этот предапокалиптический ажиотаж на еду, — вспоминает собеседница издания. — Это было в ту неделю, когда появились первые упоминания о том, что в области могут ввести карантин, как в Китае. Первое, что смели у нас покупатели, — это гречка и соль. Причем, когда закончились дешевые варианты, люди брали всё — даже морскую соль со специями, которая стоит очень дорого. Вслед за гречкой пошла в ход остальная крупа. Постепенно народ подобрался к сахару, подсолнечному маслу и муке. Отдел бакалеи, можно сказать, был пустой. Мы вычистили все, что было на складе, делали заказ на поставку. Но, вероятно, в то время всем магазинам было туго, и поставки приходили очень небольшими партиями. То, что за ночь выставляли сотрудники, раскупалось полностью в промежуток с шести до восьми утра. У нас даже объявления в магазине висели, мол, извините, гречки больше нет, товар в пути.

Сотрудница вспоминает, что около двух недель длился ажиотаж на товары бакалеи. В каждом чеке была гречка, макароны, соль. Многие брали сахар целыми упаковками — по 10-20 пачек одновременно.

— Когда попадала на ночную смену, часто наблюдала такую картину: покупатель в ночи подходит к отделу с крупами, долго водит взглядом по полкам и грустно спрашивает — гречки нет, да? Для меня это было дико, потому что мы точно знали, что магазины не закроются, и людей продолжат обеспечивать всем необходимым.

Кстати, в отличие от магазинов США, в рязанской «Пятерочке» не было ажиотажа на туалетную бумагу.

Мартовский продуктовый бум можно было сравнить разве что с предновогодней истерией. Правда длился он дольше.

— Я часто сижу на кассе и знаю, какой средний чек у наших покупателей, — рассказывает сотрудница супермаркета. — Так вот, в тот момент он увеличился в два-три раза. Чаще всего на выходе люди платили в районе полутора тысяч рублей. При этом я не могу сказать, что магазин как-то наживался на внезапном спросе на гречку и макароны. Реально подорожал за это время только сахар — на пять рублей. Все остальные продукты росли в цене в рамках обычного.

По словам собеседницы YA62.ru, ажиотаж на бакалею стал падать, когда официально объявили, что продуктовые магазины не будут закрыты. Люди поняли, что апокалипсис пока отменяется и стали покупать продукты в обычном режиме.

— Разговоров о закрытии магазина на время самоизоляции не было вообще, — вспоминает рязанка. — Нам регулярно спускались письма от руководства о том, что мы в списке тех, кто обязан продолжать работу, так как мы обеспечиваем население всем необходимым. 

С введением режима повышенной готовности и из-за угрозы коронавируса персонал магазина обязали носить маски и перчатки. Грозились даже проверкой. Но работники до сих пор не знают, прошла она или только планируется.

— По большому счету, мы работам в зоне повышенного риска. Каждый день через нас проходит огромное число людей в непосредственной близости, и мы не знаем, заражены они или нет, — отмечает собеседница издания. — Однако ни о каких «надбавках за смелость» речи, конечно, не идет. Правда, нам бесплатно выдали маски, перчатки и разрешили списывать на санитарные нужды влажные салфетки. В магазине стало чище — уборщица постоянно моет полы с антисептиком и протирает ручки корзин. На полу наклеили ленты, чтобы покупатели соблюдали дистанцию и держались на расстоянии метра друг от друга, когда подходят к кассам. Недавно даже случай был. Мужчина, стоя у кассы, отчитал женщину в возрасте за то, что она преступила черту. Он заставил ее отступить назад и долго наставительно ругался, что санитарные правила придумали не просто так! Я знаю, как бабульки любят пререкаться, но в этот раз чудесным образом тетенька безропотно подчинилась. И мужчина, расплатившись, с гордым видом ушел из магазина. Вероятно, был доволен, что выполнил свою миссию и всех нас спас от коронавируса.

По словам сотрудницы магазина, посетителей примерно поровну можно разделить на тех, кто ходит в масках и тех, кто пренебрегает этим. А вот в целом покупателей меньше не стало, и люди продолжают ходить в магазин с той же частотой.

— Я практически не заметила разницы. Людей много. И ходят все, в том числе бабушки. Например, в понедельник, когда у нас акция для пенсионеров, их приходит целая толпа. Так что, вирус вирусом, а экономия 10% для стариков — это большие деньги. В часы пик стало народу меньше, чем в обычный рабочий день. Но, полагаю, они просто распределяются по всему времени работы магазина.

Кстати, по наблюдениям нашей собеседницы, несмотря на призывы Роспотребнадзора расплачиваться по возможности картами, так как это более безопасный в условиях вируса способ, в целом люди своих пристрастий кардинально не изменили. Пенсионеры продолжают платить «живыми» деньгами. И часто протягивают монеты и бумажки принципиально в руку кассиру.

— Наше руководство обещало поставить на кассах специальные защитные пластиковые экраны, чтобы кассир и покупатель были разделены как бы щитом. Но, чую я, пока они до нас доедут и будут установлены, коронавирус уже пройдет.

В остальном, работа в магазине в условиях повышенной опасности коронавируса не изменилась. Покупатели и «система» продолжают обманывать друг друга. Попадаются не все и не всегда.

— О, моя любимая тема с «неправильными» ценами. Когда я шла работать в «Пятерку», то больше всего на свете боялась сесть на кассу и услышать от покупателя: «а на ценнике цена указана другая»! Это происходит регулярно. Что это — идиотизм руководства или наоборот, выверенная работа «на лоха» — я не знаю. Но, мне кажется, в большей степени, первое. Потому что у нас тупо не хватает сотрудников, чтобы за ночь переставить все ценники, подверженные изменениям. Обновления на сервис приходят не одновременно, а постепенно. Иногда на один и тот же товар цена за ночь может поменяться несколько раз. При этом, когда дело доходит непосредственно до общения с клиентом, и он предъявляет претензию, я могу предложить только два варианта: купить по той цене, которая пробилась, или не покупать товар вообще. Потому что сама я ничего в базу не вношу. И, если я продам продукт по той цене, по какой хочет покупатель, — то в кассу недостачу заплачу из своего кармана. Раньше мне в таких ситуациях становилось очень стыдно, я вся краснела, бледнела, извинялась... Теперь отправляю покупателей к администратору. 

А еще в этом магазине «врут» весы на кассах, в то время, как контрольные весы в зале часто не работают. По словам собеседницы издания, руководство в курсе проблемы, однако ситуацию не меняется. А достается за «перевес» опять же кассирам.

— Однажды горячий восточный мужчина пришел покупать киви, — вспоминает она случай из недавних. — Взял один фрукт, пришел на кассу, я взвесила. Он не поверил. Пошел с киви в зал. Взвесил там. Вес оказался другой. Мужчина поскандалил, но киви этот купил. Расплатился. И на выходе из магазина швырнул пакетик с киви куда-то в отдел бытовой химии. В этот момент его лицо выражало гордость.

При этом некоторые клиенты тоже, как могут, пытаются сходить в супермаркет с максимальной выгодой. И, желательно, не попасться.

— Зашел как-то пьяный чувак, и прямой наводкой пошел шарить по полкам. Охраннику он показался подозрительным, и тот встретит клиента на подходе к дверям. Дальше начались фокусы. Охранник мужика буквально начал потрошить, а из того все сыплется и сыплется. Из-за пазухи фокусника достали пять стейков, около 20 шоколадок и много всего остального съедобного. Даже не поленились и посчитали. Мужичок хотел нас наказать почти на пять тысяч рублей. И если бы ему это удалось, недостачу оплачивала бы я из своего кармана.

Кстати, кассир напомнила, что все эти манипуляции, когда охранник досматривает вещи или человека, — незаконны. Охрана в магазине не имеет по отношению к клиенту никаких прав, и любые действия должна производить только полиция.

— Если сутки провести на смене в супермаркете, то может показаться, что за окном вообще ничего не изменилось и никакой опасности коронавируса нет, — отмечает рязанка. — Нам давно подвезли гречку и макароны, мы пополнили запасы и никакого дефицита нет. Покупателей тоже меньше не стало. Разве что конфликтуют с кассирами реже и стоят друг от друга дальше, не толпятся в очереди. Дома сидят самые ответственные. А многие и вовсе не верят в коронавирус, поэтому ничего не боятся. Мне кажется, некоторые люди ходят в магазин каждый день только потому, что это единственный легальный способ прогуляться по улице.

Дарья Копосова

Самые свежие и интересные новости в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!