Карантин, скука. Полез я, значит, фильмец себе на вечер поискать. Ну и в глаза бросились несколько названий. Бертоновский "Франкенвини", "Виктор Франкенштейн" с Гарри Поттером (Дэниэлем Рэдклиффом, то бишь), не говоря уже про "Франкенштейна против мумии" (оказывается, и такое есть). Короче, наплодили этих "франкен-версий" – мама не горюй! Ну и захотелось мне вспомнить старый добрый оригинал этого произведения.
Нет, речь пойдет не о "Франкенштейне" 1931 года, одном из первых фильмов ужасов. Нет, речь пойдет о книге "Франкенштейн, или Современный Прометей", опубликованной еще в далеком 1818 году.
По сути, книга стала не менее легендарным произведением, чем "Дракула". Вот только в свое время шуму она наделала много. Дело в том, что времена тогда были суровые, несправедливые. Ну и принято было считать, что хорошую книгу может написать только мужчина. Разумеется, были и женщины-авторы, но им приходилось публиковать свои произведения либо под именем мужа, либо под мужским псевдонимом. А вот девятнадцатилетняя Мэри Шелли не захотела прятаться за мужской спиной. Она анонимно отправила свой роман на публикацию, дождалась, когда тот станет едва ли не хитом, и бесстрашно вышла из тени.
Сказать, что общество было в шоке – ничего не сказать. Такой же шок, наверно, могло бы вызвать сейчас заявление Дональда Трампа, что на самом деле он – женщина.
Народ пытался осудить Шелли, говорили, что на самом деле роман написал ее муж – Перси Биш Шелли, скандальная личность, писатель, поэт, друг лорда Байрона. Однако, тот был прогрессивным человеком и искренне гордился женой. Он не стал забирать себе ее популярность. В итоге, книга так и осталась популярной, а вот ее автора всячески пытались вычеркнуть из разговора под предлогом спорности авторства.
Только задумайтесь, молодая девушка, еще не достигшая даже 20 лет, сбежала с женатым мужчиной. А в одну из долгих дождливых ночей, запертая вместе с мужем, Байроном и их общим другом-врачом Джоном Полидори, со скуки написала зарисовку будущего бестселлера.
Кстати говоря, события в ее книге начинаются в Петербурге. И, если кто вдруг не в курсе, Франкештейн – это не имя прославленного монстра, а его создателя. Мужчины, возомнившего себя богом. Он создал новую жизнь – разумное чудовище, но испугался своего творения и сбежал, оставив того одного. Монстр же возненавидел своего создателя, оставившего его, будто неудачный эксперимент, на произвол судьбы, и превратил его жизнь в сущий ад.
В общем, если вы еще не читали эту книгу – очень советую вам ее прочесть. Хотя бы уже потому, что мало кто может написать вековой бестселлер в 19 лет. К тому же, именно Мери Шелли, в числе прочих, открыла женщинам дорогу в литературу. А что бы мы делали без Ахматовой, Цветаевой, Гиппиус, Форш? Не стоит забывать и про Екатерину Авдееву, записавшую для нас "классические" русские сказки, в том числе и "Колобка", кстати говоря.