Я живу в небольшом провинциальном городе в Казахстане. Когда то у нас проводили парады ко Дню Победы, где были десятки ветеранов с медалями и орденами на груди, а на сегодняшний день в живых остался один единственный, сибиряк Иван Павлович Гибанов. Недавно я побывал у него в гостях и хочу поделиться его историей. Эту историю нужно знать и помнить, особенно молодому поколению.
Из Сибири с любовью!
Сибиряк Иван Павлович Гибанов участвовал в освобождении Крыма, украл невесту, обзавелся 19 правнуками, и уже 65 лет живет в счастливом браке с супругой Зинаидой Михайловной.
Правду говорят, что сибиряки- крепкий народ. Иван Павлович в 95 лет еще, как говорится, огого: солдатскую осанку держит, военные истории помнит с детальной точностью, шутит и смеется, а главное, имеет трезвый взгляд на вещи и особое, сибирское мировоззрение. А еще он единственный участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающий в нашем райцентре.
Суровое Забайкалье
Родился Иван Гибанов в 1925 году в Забайкальском крае в рабочей семье. С младых ногтей мальчишку приучали к тяжелому крестьянскому труду.
- Сейчас один человек садится на трактор и за десятерых пашет, а тогда мы работали на лошадях и быках, сеяли и боронили, с детства работали наравне со взрослыми, тяжело было, да и погода там суровая, минус сорок зимой считалось нормальным, часто мороз зашкаливал за 50 и даже 60 градусов, - вспоминает Иван Павлович.
В семье Гибановых было четверо детей, три брата и сестра. Едва Ивану стукнуло 16 лет, как началась война, которая перевернула мировой уклад с ног на голову, и забрала лучших, здоровых мужчин на фронт. Старший брат Ивана Павловича погиб под Сталинградом, а вскоре и среднему Гибанову предстояло пойти на фронт. В 41 году Иван Павлович был призван в армию, где прошел обучение азам солдатского ремесла и с эшелоном таких же молодых ребят отправился на фронт: освобождать Крым и Украину.
На Крым!
Иван Павлович служил в 91 стрелковом полку под Читой
- Мы знали, что точно поедем на фронт, такое время было, война требовала много людей, - рассказывает ветеран. - И попал я на южный фронт освобождать Крым. Мы форсировали Керченский пролив. Это был страшный сплав, по нам стреляли, топили катера и плоты. Как десантировались на сушу, попали в бои за Феодосию и Ялту.
Отметим, что Керченско-Феодосийская десантная операция вошла в историю как одна из первых и значимых десантных операций советских Вооружённых Сил. Она была не просто одной из крупнейших по своим масштабам, характеру и значению, она не имела прецедента в истории военно-морского искусства.
- Ситуация вроде нормализовалась, но теперь мы готовились освободить Крым от захватчиков, - продолжает Иван Павлович. – В нашу ставку приехал сам Маршал Советского Союза Клим Ефремович Ворошилов. Дело шло к весне. В бою за Крым я шел в наступление с биноклем и автоматом наперевес. В какую то секунду рядом рванула мина, и меня хорошо зацепило: я в одну сторону, автомат- в другую. Но удалось выжить, осколочные ранения перебинтовали и отправили на кукурузнике из Крыма в Краснодар, затем в Сочи, а затем я сменил еще 3 госпиталя, прежде чем вернулся в Забайкалье. Победу встречал дома, на костылях. В нашей деревне было 60 дворов, и почти каждая семья лишилась отца, брата сына, погибших было около 65 человек. Сибиряки сильно бились на этой кровопролитной войне, благодаря им была освобождена Украина.
«Украли замуж: плачь, да живи»
В родное село Георгиевку 29-летний Иван вернулся единственным из 20 молодых парней. Настало время задуматься о семье и женитьбе. На вопрос, а как вы познакомились со своей избранницей, вызвалась ответить Зинаида Михайловна, которая очень хорошо запомнила это знакомство.
- А никак, он меня украл, - рассказывает Зинаида Михайловна. – Знаете, какие обычаи в Сибири были, набегут парни на деревню и всех девок разворуют. Мне было 19 лет, а ему 29. Я три года дружила с парнем Алешкой, передовым трактористом, но 14 февраля судьба повернулась по-другому. Заехали в нашу деревню Артемьевку парни из Георгиевки, среди которых был и Иван. Поймали меня, закутали в тулуп, бросили в телегу, да сели на ноги, чтоб не сбежала. Привезли меня к нему домой, а его мать и говорит, мол, какая маленькая и худенькая, где нашел такую. У нас такой закон был: украли замуж, плачь, да живи, убегать нельзя было. Так и стали жить-поживать, да детей наживать. Родилось у нас пятеро ребятишек: Галина, Константин, Сергей, Лариса и Татьяна, правда Котенька трагически погиб в молодости, но остальные живы, двое из них работают и живут здесь же.
Дела семейные
После войны в Забайкалье была разруха и безработица, а до ближайшей линии железной дороги было 300 километров.
- Когда дети подросли, дочка с зятем поехали в поисках лучшей жизни в Казахстан, и нашли тут работу, а вскоре предложили и нам переехать сюда, - рассказывает чета Гибановых. – В начале 80-х мы приехали в райцентр и купили здесь домишку. Дочь вышла замуж в Магаданской области и родила четверых детей, но ее муж, охотник, разбился на вертолете и мы поехали его хоронить.
А назад Иван Павлович и Зинаида Михайловна вернулись с семимесячным внуком Артемом на руках. У молодой матери не было возможности выкормить сына, и она отдала его на воспитание дедам.
- И вот мы постоянно мотались от сюда до Магадана, - вспоминает Иван Павлович. – Туда летели на самолете, а там делали пересадку и снова летели от Магадана 720 километров вдоль Охотского моря, а потом еще 120 километров на вертолете вглубь тайги. Вот где наша дочка жила. Летом привозили внуков в Казахстан, зимой отправляли в Магадан. Сейчас у Ивана Павловича и Зинаиды Михайловны 13 внуков и 19 правнуков.