Владимир Войнов, младший сержант. Норкиттен, 8 апреля 1945
Получил письмо от жены. Интересно она пишет о Лене.
«Когда собиралась на вечер, у нас произошел очень интересный разговор с Леной. Я стала устраивать себе прическу. И вдруг она спрашивает:
— Зачем, мама, волосы кудрявишь?
Я ей ответила:
— Хочу быть красивой.
Она удивленно на меня посмотрела и говорит:
— Ведь ты же не невеста?
Я решила с ней пошутить и серьезным тоном заявила, что хочу выйти замуж и взять другого папу. И ты представь, она вся изменилась и закричала, что не хочет другого папу. Я стала в этом же серьезном тоне ее убеждать, что без папы нам жить трудно, что новый папа купит корову (Лена все предлагала козу сменить на корову), я называла ей самые вкусные блюда, о которых она часто мечтает. Я говорила, что новый папа все это купит.
Лена меня слушала внимательно, а потом спрашивает:
— А куда мы будем его девать, когда приедет свой папа?
— Выгоним,- ответила я.
Лена со слезами начала меня убеждать, что никакого чужого папу не надо, а надо ждать своего, и коровы не надо, что молока вовсе она не хочет и просить никогда его не будет, что ей ничего не надо, только своего миленького папу.
Я была поражена ее любовью и привязанностью к тебе, едва ее успокоила, и, успокаивая, и сама чуть не расплакалась.
Однако, у нас еще есть женщины, которые коверкают жизнь своих детей. Одна солдатка-нотариус приобрела себе «нового папу», прожила с ним год, а на днях с фронта вернулся прежний муж. Их сын от первого брака учится в нашей школе. Мы знали, что отец Юры работает поблизости от города. Вдруг в школу приходит военный и спрашивает о Юре, беседует о нем с учительницей. Когда военный ушел, учительница спросила у Юры, кто этот военный. Мальчик ответил, что это его родной отец, и разрыдался.»
За годы войны я убедился, что супружеская верность проверяется только суровыми испытаниями. Но очень многие не выдержали этих испытаний и пошли на открытый разрыв, а еще большее количество, блудя тайком, пишут друг другу нежные письма с уверениями в нежности и преданности. Это еще худший вид проституции чувств.
Трогательная любовь дочери меня всегда волнует и покоряет. Может быть, она поэтому у Лены постоянна, что любил и люблю ее безгранично. Дети чувствуют любовь родителей даже на расстоянии.
Когда родилась Лена, и Катя долго после родов болела, я первым пестовал ее, маленькую крошку, весившую всего 7 фунтов. Я мыл ее, стирал ее белье, носил в консультацию, и все это приносило мне трогательное удовольствие.
Катя не хотела иметь ребенка, когда понесла Лену, она не хотела его иметь, когда уже был в потенции Лева. Мне стоило усилий отстоять право детей на жизнь. В допущенных законом абортах я всегда видел преступление родителей перед потомством. И мне всегда было больно и неприятно иметь с женой разговоры на эту тему. Противоречивый ее взгляд на мои убеждения меня неприятно охлаждал к ней. И, мне кажется, Катя этого не понимала, ища других причин этому.
Женщина должна быть хорошей, любящей матерью, в этом залог прочности семьи и счастья жизни. Если бы у меня сейчас не было дочери, я был бы несчастный человек. Оторванный от семьи уже три года, живя, разделенный расстоянием в 3000 км, за пределами родины, я чувствую целостность семьи, ее обаяние и счастье, читая милые письма родной первоклассницы.
Источник: Войнов В. Дневники военных лет / Крайнюк Е. В. // Электронная библиотека современной костромской литературы.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Читайте записи Владимира Воинова в его личном блоге, а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.