Найти тему
Русский экскалибур

Лучшие из лучших! Рейтинг истребителей Второй Мировой войны Часть 3

8 место/Ме-262

Вторая часть здесь

В этом рейтинге планируется выставлять только одномоторные истребители, но для Ме-262 мы всё-таки сделаем исключение. Согласитесь, этот сверхинновационный и неоднозначный самолёт всё равно будет смотреться белой вороной, как среди истребителей с одним двигателем, так и с двумя.

Почему только 8-е место? Ну, во первых, чтобы легендарный «Мицубиси-Зеро» особо не «обижался» по поводу 9-го места, если соседствует рядом с таким продвинутым самолётом. А во вторых... Давайте лучше приведу описание встречи с этими истребителями пилота американского четырехмоторного бомбардировщика "Б-24" "Либерейтор" Ч. Бэимэна:

"… мы находились глубоко в воздушном пространстве Германии, когда справа промелькнул быстроходный самолет. Мой второй пилот крикнул: "Что это было?". "Мессершмитт 262" — реактивный истребитель", — ответил я. В этот момент три "В-24", объятые пламенем, уже шли к земле. По-видимому, их экипажи ничего не смогли понять – такой быстрой была атака немецких истребителей. Стрелки сообщили, что видят Me.262, летающие вокруг нас. Где, к черту, наше истребительное прикрытие?

В этот момент бомбардировщик затрясся от пулеметной пальбы, и кабина заполнилась дымом горелого пороха. Один Me.262 пролетел над нашими головами; пулеметы бортовых стрелков палили, как бешеные. Me.262 атаковали нас дважды. При второй атаке мы потеряли еще два "В-24". Около пятидесяти наших летчиков тогда погибло".

Это было время, когда на авансцену вышли модификации Me.262E, которая была вооружена 50-мм пушкой ВК-5 и Me.262A-1b, вооружённая 24 ракетами "R-4M" под крыльями. Начинки каждой ракеты – 500 г гексогена – хватало с избытком любому бомбардировщику, главное было попасть. Впрочем, одного залпа хватало, чтобы сбить несколько бомбардировщиков, которые после этого ломали строй.

Очень редкий и динамичный снимок. Летящие обломки В-17 "Крепость" после атаки Ме-262
Очень редкий и динамичный снимок. Летящие обломки В-17 "Крепость" после атаки Ме-262

Вроде бы всё печально для Союзников, но только одно «маленькое НО», пилот «Либерейтора» описывал воздушный бой, который происходил 5 апреля 1945 года..

Мы прекрасно знаем, что всякое оружие, только тогда эффективно, если оно в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве.

 А что было примерно год назад, когда Ме-262 мог реально переломить ситуацию по защите воздушного пространства Третьего рейха? Этот реактивный истребитель оснащался стандартным вооружением - четырьмя 30-мм пушками МК 108. На первый взгляд кажется, что если залп из такой минибатареи угодит в «четырёхмоторник», то ему точно мало не покажется. Но есть один «незначительный» нюанс, такая идеальная картина получится, если Ме-262 подойдёт к бомбардировщику на дистанцию 150 метров и менее, иначе до безобразия большое рассеивание снарядов! Удивительно конечно, создать истребитель следующего поколения, и снабдить его короткоствольными пушками с ужасной баллистикой! Немецкие специалисты что, не знали с какого расстояния армада «Крепостей» начинает производить заградительный огонь? - знали - с 700 метров. Уже с такого расстояния даже, одна крупнокалиберная пуля, попав например в турбореактивный двигатель, который и без того был не очень не надёжным, могла вывести «262-й» из строя.

Завершая тему про Ме-262, нужно ещё сказать одно. Ведущая тотальную войну Германия, вложила колоссальный ресурс (экономический, производственно-технический, интеллектуальный) в создание истребителя, который на поверку оказался малоэффективным. Может был смысл пустить этот ресурс на совершенствование и производство линейки существующих истребителей? А так, произведённое колоссальное количество тонн сверхдорогого металлолома и сотни убитых высококлассных лётчиков..

Если под этим углом смотреть на «262-й», то ему не восьмое место нужно давать, а первое! Только это будет уже самолёт Победителя, а именно, внедрённый ИСТРЕБИТЕЛЬ-ШТИРЛИЦ на службе у Третьего рейха.

7-место/Р-39 «Аэрокобра»

С этим противоречивым, но несомненно интересным истребителем, такая же интересная и противоречивая ситуация. Если его оценивать, как «американца на русской службе», то его место несомненно в пятёрке, а если рассматривать, как истребитель Союзников, то он наряду с другими американскими истребителями, как «Уайлдкэт» или  «Корсар», вообще не войдёт в рейтинг. Тогда получается, что мы подспудно оцениваем мастерство пилотов, что не удивительно. Всякое оружие, только тогда эффективно, когда им умело пользуется ВОИН. Впрочем «Зеро» мы оценивали в отрыве от менталитета японского лётчика, под который «Зеро» идеально лёг. Поэтому у этого легендарного истребителя только скромное девятое место.

Что касается «Аэрокобры», то мне нет смысла даже начинать, потому что ранее у меня про этот американский «истребитель красных асов» вышла целая серия статей. Кто ещё не знаком - рекомендую прочесть: Феномен «Аэрокобры» на Русском фронте! В чём кроется загадка?

С уважением!          Оболенский Сергей