8 место/Ме-262
В этом рейтинге планируется выставлять только одномоторные истребители, но для Ме-262 мы всё-таки сделаем исключение. Согласитесь, этот сверхинновационный и неоднозначный самолёт всё равно будет смотреться белой вороной, как среди истребителей с одним двигателем, так и с двумя.
Почему только 8-е место? Ну, во первых, чтобы легендарный «Мицубиси-Зеро» особо не «обижался» по поводу 9-го места, если соседствует рядом с таким продвинутым самолётом. А во вторых... Давайте лучше приведу описание встречи с этими истребителями пилота американского четырехмоторного бомбардировщика "Б-24" "Либерейтор" Ч. Бэимэна:
"… мы находились глубоко в воздушном пространстве Германии, когда справа промелькнул быстроходный самолет. Мой второй пилот крикнул: "Что это было?". "Мессершмитт 262" — реактивный истребитель", — ответил я. В этот момент три "В-24", объятые пламенем, уже шли к земле. По-видимому, их экипажи ничего не смогли понять – такой быстрой была атака немецких истребителей. Стрелки сообщили, что видят Me.262, летающие вокруг нас. Где, к черту, наше истребительное прикрытие?
В этот момент бомбардировщик затрясся от пулеметной пальбы, и кабина заполнилась дымом горелого пороха. Один Me.262 пролетел над нашими головами; пулеметы бортовых стрелков палили, как бешеные. Me.262 атаковали нас дважды. При второй атаке мы потеряли еще два "В-24". Около пятидесяти наших летчиков тогда погибло".
Это было время, когда на авансцену вышли модификации Me.262E, которая была вооружена 50-мм пушкой ВК-5 и Me.262A-1b, вооружённая 24 ракетами "R-4M" под крыльями. Начинки каждой ракеты – 500 г гексогена – хватало с избытком любому бомбардировщику, главное было попасть. Впрочем, одного залпа хватало, чтобы сбить несколько бомбардировщиков, которые после этого ломали строй.
Вроде бы всё печально для Союзников, но только одно «маленькое НО», пилот «Либерейтора» описывал воздушный бой, который происходил 5 апреля 1945 года..
Мы прекрасно знаем, что всякое оружие, только тогда эффективно, если оно в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве.
А что было примерно год назад, когда Ме-262 мог реально переломить ситуацию по защите воздушного пространства Третьего рейха? Этот реактивный истребитель оснащался стандартным вооружением - четырьмя 30-мм пушками МК 108. На первый взгляд кажется, что если залп из такой минибатареи угодит в «четырёхмоторник», то ему точно мало не покажется. Но есть один «незначительный» нюанс, такая идеальная картина получится, если Ме-262 подойдёт к бомбардировщику на дистанцию 150 метров и менее, иначе до безобразия большое рассеивание снарядов! Удивительно конечно, создать истребитель следующего поколения, и снабдить его короткоствольными пушками с ужасной баллистикой! Немецкие специалисты что, не знали с какого расстояния армада «Крепостей» начинает производить заградительный огонь? - знали - с 700 метров. Уже с такого расстояния даже, одна крупнокалиберная пуля, попав например в турбореактивный двигатель, который и без того был не очень не надёжным, могла вывести «262-й» из строя.
Завершая тему про Ме-262, нужно ещё сказать одно. Ведущая тотальную войну Германия, вложила колоссальный ресурс (экономический, производственно-технический, интеллектуальный) в создание истребителя, который на поверку оказался малоэффективным. Может был смысл пустить этот ресурс на совершенствование и производство линейки существующих истребителей? А так, произведённое колоссальное количество тонн сверхдорогого металлолома и сотни убитых высококлассных лётчиков..
Если под этим углом смотреть на «262-й», то ему не восьмое место нужно давать, а первое! Только это будет уже самолёт Победителя, а именно, внедрённый ИСТРЕБИТЕЛЬ-ШТИРЛИЦ на службе у Третьего рейха.
7-место/Р-39 «Аэрокобра»
С этим противоречивым, но несомненно интересным истребителем, такая же интересная и противоречивая ситуация. Если его оценивать, как «американца на русской службе», то его место несомненно в пятёрке, а если рассматривать, как истребитель Союзников, то он наряду с другими американскими истребителями, как «Уайлдкэт» или «Корсар», вообще не войдёт в рейтинг. Тогда получается, что мы подспудно оцениваем мастерство пилотов, что не удивительно. Всякое оружие, только тогда эффективно, когда им умело пользуется ВОИН. Впрочем «Зеро» мы оценивали в отрыве от менталитета японского лётчика, под который «Зеро» идеально лёг. Поэтому у этого легендарного истребителя только скромное девятое место.
Что касается «Аэрокобры», то мне нет смысла даже начинать, потому что ранее у меня про этот американский «истребитель красных асов» вышла целая серия статей. Кто ещё не знаком - рекомендую прочесть: Феномен «Аэрокобры» на Русском фронте! В чём кроется загадка?
С уважением! Оболенский Сергей