Те спецэффекты в фантастических фильмах в 50-60 гг. ХХ века, которые получали "Оскара", и которыми восторгались наши дедушки и бабушки, сейчас без труда может повторить любой студент ВГИКа. И дело не в том, что сейчас техника шагнула далеко вперёд, просто многие спецэффекты тех лет, на наш современный взгляд, были наивны и незамысловаты.
Возьмём, например, фрагмент из фильма "Когда сталкиваются миры", США, 1951 г. На 24-й церемонии вручения наград "Оскар" (1952) фильм был отмечен премией за лучшие спецэффекты.
Звездолёт высаживается на планету Зира, посадка происходит в горной местности на снежную равнину. Из-под звездолёта во время торможения вылетают потоки снега и снежная пыль.
Сейчас любому зрителю понятно, что звездолёт - это всего лишь модель, подвешенная на тонких проволочках, а горный пейзаж на дальнем фоне - картина, нарисованная художником в павильоне. Всё это легко разгадывается. Интерес вызывает другой момент - разлетающийся при посадке снег и снежная пыль.
Если бы снег был настоящий, то на фоне маленького макета звездолёта он казался бы неестественно крупнозернистым. К тому же в павильоне под яркими софитами он бы слёживался и быстро таял. А здесь мы видим разлетающиеся потоки и снежную пыль.
Чтоб вам было понятно, как делаются подобные эффекты в кадре, я покажу упражнения, которые выполняют студенты операторского факультета ВГИК по дисциплине "Комбинированные киносъёмки". Например, если нужно заснять снежную лавину в горах, то её получают из смеси муки и крахмала. Крахмал более жёсткий, он создаёт потоки "снега", а мука даёт мелкую фракцию, "снежную пыль". Эта смесь ссыпается по мятой белой бумаге.
По-видимому, снежная равнина в фильме "Когда сталкиваются миры", тоже была сделана из муки и крахмала.
Следующее упражнение по "Комбинированным киносъёмкам" - перспективное совмещение макета с натурой.
Здесь автомобили на переднем плане - масштабные модели, в то время как здание на заднем плане - настоящее. Площадка под автомобилями красится в цвет асфальта и на ней в масштабе рисуется дорожная разметка. При этом в резкости, как вы видите, и фон и переднеплановые детали.
Я специально обращаю ваше внимание на резкость по всему кадру, поскольку неспециалисты думают, что если снимаются макеты (уменьшенные копии), то обязательно должна быть маленькая глубина резкости. Например, в знаменитых проездах ровера из миссии "Аполлон-16" я вижу, что в кадре находится макет электромобиля (уменьшенная модель) с сидящей неподвижно куклой, а вот защитники НАСА ссылаются на то, что это никак не может быть макетом, поскольку в таком случае должна быть маленькая глубина резкости.
На самом деле глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит от степени профессионализма кинооператора. Какая перед ним будет поставлена задача - получить маленькую глубину резкости, или наоборот, большую - такую задачу он и будет выполнять. Он просто знает, как это сделать.
Любой киноспециалист, глядя на проезды ровера, скажет, что это - комбинированный кадр, выполненный в павильоне. Это не на Луне снято.
Но перед пропагандистами НАСА стоит задача всячески защищать лунную аферу, поэтому они начинают писать, что если бы этот ровер снимался в земных условиях, то из-под колёс непременно вылетала бы пыль и висела в воздухе, а мы здесь пыли не видим.
На самом деле показать или не показать пыль в кинокадре - задача чисто техническая и легко выполнимая. Когда оператору комбинированных съёмок нужно добиться эффекта пыли в кадре, он использует, например, муку или цемент. А когда нужно показать, что никакой пыли при разлёте песка нет, то вместо пылящего цемента и строительного песка берётся кварцевый песок.
Вы, наверное, не раз замечали, что обычный строительный песок, добываемый где-нибудь в загородном карьере, обязательно "пылит". Но есть другой сорт песка, который называется "кварцевым", в нём нет пыли.
Этот песок используется для фильтров воды в бассейнах, для аквариумов, для пескоструйной обработки материалов и, конечно же, в стекольной промышленности для изготовления листового, технического стекла, консервной тары, бутылок, фарфора и керамики. Такой песок вы видели в песочных часах.
Например на этом видео: показан кварцевый песок с фракциями от 0,8 до 1,2 мм. Как сообщает автор видео, такой песок применяется в фильтрах для бассейнов и в нём "отсутствует абсолютно запылённость".
А вот как выглядит более мелкий кварцевый песок, с фракциями 0,1-0,2 мм. Такой песок вы могли видеть в кофейнях, где кофе в турках варят в раскалённом песке.
Впоне возможно, что именно такой песок, только окрашенный в серый цвет, ссыпался с колёс ровера в миссии "Аполлон-16".
Именно на песок обратил моё внимание режиссёр-мультипликатор Станислав Соколов, когда я показал ему видео проезда ровера по "Луне". Он сразу же, не дожидаясь моего вопроса, воскликнул:
- Вот это вот, - и он указал под низ ровера, – явно крупный песок и маленькая модель. Здесь очень крупные песчинки. Песчинки должны быть в несколько раз меньше. Просто явное несоответствие!
В следующей статье я помещу его комментарии полностью. А сейчас - ещё одно упражнение по "комбинированным съёмкам" - хромакей. Здесь хромакей синего цвета заменён на утренний пейзаж.
Холмы слева от автомобиля - бутафорские, пустые внутри. Как они выглядят в "реальности", вы можете увидеть на следующем фото.
Упражнения выполнил студент операторского факультета Марк Келим. Преподаватель "Комбинированных съёмок" - кинооператор Дмитрий Иванович Масуренков.
На мой взгляд, повторить проезды ровера, как в миссии "Аполлон-16", сейчас по плечу даже студенту ВГИКа, в этих кадрах нет ничего сложного: обычная радиоуправляемая модель, неподвижная кукла и нарисованный фон по кругу.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов
До новых встреч!