Однажды, когда я только начала учиться в художественном ВУЗе, ко мне приезжала на русскоязычную практику девочка-англичанка по имени Магдален. И рассказала, какую интересную монографию о Шекспире пишет ее мать – доктор культурологии. Что скоро закончится ее декрет по младшей из пяти братьев и сестер моей гостьи, и можно вернуться на кафедру.
Да-да, место на кафедре все это время сохранялось. Видите розового единорога? Нет? А он существует! Только не в русско/украиноязычном пространстве. Да и в Европе свои «особенности национального единороговодства».
Через шесть лет я осталась одна с месячной дочерью на руках. Мне везде отказывали в работе. Диплом специалиста без кандидатской степени не давал права ни на что. Решение по алиментам законный отец игнорировал. И тут я, отдельно взятая Соня Збарская, понимаю: защитившись смогу зарабатывать по специальности.
С этого момента для меня зазвучала музыка из шоу «Форт Буаяр». Помните, как его участники проходят испытания, берут в руки скорпионов и прыгают в пропасть?
Так вот, защита диссертации с младенцем на руках то еще шоу с приключениями.
Видите розового единорога? Нет? А он существует! Только не в русско/украиноязычном пространстве. Да и в Европе свои «особенности национального единороговодства».
Ученая дама и ведро с крабами.
Женщина в науке и без детей тратит на карьеру больше усилий. Если изучить статистику, отбросив традиционные «а вот я», «никто не притесняет» и «вы всё врете», найдется немало случаев, когда девочкам при поступлении занизили баллы. Мол, всё равно родит и уйдет из науки.
Влиятельные кафедральные дамы могут показательно «топить» соискательниц. Это как «ведро с крабами». Его можно не накрывать крышкой: другие крабы схватят беглеца. И кастрюли не избежать никому. Я, мол, приложила столько усилий, чтоб быть принятой в науке, прошла все ритуальные унижения и заняла место в иерархии. А ты претендуешь быть одной из нас? Ну-ну…
Вот, например, Яна из старейшего биологического ВУЗа страны. Ей намерено несколько раз ставили дату предзащиты на дату свадьбы. Она трижды переносила свадьбу из-за этого. Остальные презрительно кривили губки: «Вы тут замуж выходить собрались или наукой заниматься?».
В итоге Янка пришла на предзащиту в свадебном платье, упорхнув в университет из ЗАГСа. Ставили перед ней выбор «замуж или диссертация» вполне себе замужние ученые дамы. Хотя, напоминает это Средние века, когда женщина могла сделать высокую карьеру именно через монастырь ценой безбрачия. А может ни при чём здесь никакое «высокое служение ревнивой науке»? И дело лишь в банальной зависти и мизогинии.
Точно так же лично мне в аспирантуре чаще приходилось слышать «надо было не рожать» именно от женщин. Наиболее оголтело долбила «надо было на время аспирантуры отдать ребенка родственникам или в интернат» наша завкафедрой. Которая сама была матерью-одиночкой.
Иного объяснения, кроме «ведра с крабами» у меня нет. Лично я просто сказала ей в лицо: «А меня именно рождение ребенка мотивировало поступить в аспирантуру и вдохновляет на научные подвиги».
Гордитесь! Вы герой, а не жертва!
Влиятельные кафедральные дамы могут показательно «топить» соискательниц. Это как «ведро с крабами». Его можно не накрывать крышкой: другие крабы схватят беглеца. И кастрюли не избежать никому.
Защита диссертаций и границ.
Вы уже проходите свой «Форт Буайяр»! Подготовьте себе группу поддержки, да понадежнее. Прекрасно, если есть возможность взять няню. Или у Вас надежные друзья/союзники. Хорошо, если можно расчитывать на помощь и поддержку мужа.
Но обратных случаев много. Увы, он может внезапно стать подставляющим близким. Тогда защищайте Вашу информацию, и не дайте уничтожить Ваши труды. И не давайте никому саботировать Ваше право состояться.
Внимание, если за поддержку Вам выставят «счет» или заставят быть обязанной - вежливо откажитесь и найдите другую помощь! Сюда же относятся токсичные родители. Если Вы остались одна, ищите новых близких друзей. Я так нашла самых лучших людей в своей жизни.
Внятно корректно и вслух просить о помощи не стыдно. Лучшие психологи пишут: именно «поисковая активность» отличает Вас от жертвы.
Вам придется много и сосредоточенно работать умственно. И договариваться о том, чтобы «от сих до сих» не было никаких «на минуточку» и «маммаммам». Ребенок с первого раза не поймет, такова уж его природа. Главное чтоб остальные по-доброму выступали в союзе с Вами, а не осуждали как «мать-ехидну» (особенно вслух при ребенке). Тогда и Вам, и ему будет проще.
Главное чтоб остальные по-доброму выступали в союзе с Вами, а не осуждали как «мать-ехидну» (особенно вслух при ребенке). Тогда и Вам, и ему будет проще.
Без договора с союзниками наушники не помогают, запертые двери тоже. Вспомните, как Джоан Роулинг писала первого «Гарри Поттера» по кафе на обрывках салфеток. Работа по кафе/коворкингам/паркам может дать больше результата за счет выхода из сжимающей среды. Мне это очень помогло.
Увы, постсоветское общество готово осудить мать-аспирантку за то, что она, якобы «не занимается ребенком». Родительский комитет, учительницы и участковая детской поликлиники готовы были писать на меня в опеку за это.
С холеной ухоженной дочкой вместо мамы всюду приходит бабушка?! О, ужас! Ребенок-сирота, а мать преступница! Притом, и директриса, и учительницы, и участковая врач – все сидели на своих рабочих местах, а не дома с детьми. Оказалось, напустить на них юриста животворящего было лучшим выходом.
Не корите себя, что на ребенка остается мало сил. Главное чтоб он знал о Вашей любви, а вниманием Вы его еще успеете оделить. Пусть у него регулярно будут хоть три минуты, когда мама полностью его. Так им легче.
Внятно корректно и вслух просить о помощи не стыдно. Лучшие психологи пишут: именно «поисковая активность» отличает Вас от жертвы.
Благодаря ребенку, а не вопреки.
Говорящие «надо было не рожать / расставьте приоритеты и отдайте ребенка» даже не представляют насколько ребенок определил мой выбор идти в науку. Я победила там, где другие на моих глазах сдавались. Поскольку была самкой, бросившей все усилия на выживание детеныша. И потому стала кандидатом наук.
Ребенок это моя сила и вдохновение, а не слабость. А книгу о безумных приключениях этакой «научной мамашки» я еще напишу. В моей жизни есть от чего посмеяться.