Автор: Евгения Ефремова, магистр Harvard University, автор курсов подготовки к IELTS, TOEFL, GRE, GMAT и др.
Если Вы планируете поступать на программы высшего образования за рубеж и обучаться на английском языке, то Вам в обязательном порядке необходимо предоставить сертификат по английскому языку, подтверждающий знание языка на требуемом уровне. Одним из наиболее популярных тестирований, которые принимаются практически всеми вузами, где обучение ведётся на английском языке, является экзамен IELTS. Каждый университет устанавливает минимальный балл, который Вы должны подтвердить, поступая на ту или иную программу обучения.
Для того, чтобы успешно подготовиться к сдаче такого тестирования, важно четко понимать, что означают требуемые университетами баллы с точки зрения уровня языка. Мы также обратим внимание на то, как сдают тест русскоговорящие студенты, чтобы сделать вывод о том, на какие навыки стоит сделать упор при подготовке.
General или Academic
IELTS существует в двух версиях - общий модуль (General Module) и академический модуль (Academic Module). Как правило, IELTS General Module требуют работодатели для подтверждения уровня языка, достаточного для успешной коммуникации в профессиональной среде, а также иммиграционные программы, например, в Канаде, или обучающие тренинговые программы. IELTS Academic - это модуль, который обязателен при поступлении на программы высшего образования. Кроме того, как и большинство международных тестирований по английскому, IELTS имеет четыре части и отдельно оценивает уровень владения языком по всем четырем компетенциям: слушанию, чтению, говорю и письму.
Соответственно, первое, что Вы должны четко понимать - какой модуль Вам необходимо сдавать, поскольку из-за разницы целей, оцениваются разные навыки, соответственно характер и уровень подготовки будут отличаться. Несмотря на то, что контент частей Listening и Speaking в General и Academic совпадают, они значительно отличаются в частях Reading и Writing.
В целом, содержание текстов и характер вопросов для эссе в Academic Module порядком сложнее, поскольку он оценивает более комплексные навыки владения английским языком для академической среды.
Несмотря на то, что и академический, и общий модуль оценивают уровень развития языка из-за разницы в структуре и вопросах, один и тот же балл по IELTS General и IELTS Academic не означает один и тот же уровень языка. Набрать балл 7.0 по Academic Module значительно сложнее, чем набрать тот же балл по General Module.
Минимальный балл
Второе, Вы должны знать минимальный требуемый балл для выбранной программы обучения. IELTS оценивает общий уровень и уровень по каждому из навыков по шкале 0 до 9.0 с шагом в 0.5 балла. Разработчик тестирования дает образовательным учреждениям рекомендации по установке минимальных приемлемых баллов в зависимости от характера программы. Так, например, для “лингвистически требовательных программ” - к таким могут относиться конкурентные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в гуманитарных сферах, а также программы в топовых вузах - минимальный рекомендуемый балл составляет 7.5 или более, что соответствует уровню С1 (Advanced) по стандартам европейской шкалы (CEFR). Для “лингвистически менее требовательных программ” рекомендуемый уровень 7.0, что по европейской шкале также соответствует продвинутому уровню. Для многих университетов в Европе и потоковых университетов достаточен балл в 6.5, что соответствует уровню выше среднего - B2 (upper-intermediate).
Каждый год разработчик тестирования выпускает отчет со статистикой сдачи, где можно сравнить результаты по демографическим данным, стране сдаче, родному языку сдающего, а также отследить различия в результатах по секциям.
Интересно, что согласно средним показателям студентов из РФ, сдавших тест в 2017 году, среднестатистический студент сдает ниже минимальных требуемых баллов высококонкурентных учебных заведений таких стран как США и Канада, однако такие баллы вполне подходят для поступления на многие программы в странах Европы и среднестатистические платные вузы, особенно на технические специальности.
Баллы по каждой части IELTS
Третье, обратите внимание, есть ли у университета требования к минимальным баллам по каждой отдельной части. Статистически, у большинства сдавших экзамен навыки по четырем частям развиты неравномерно. Именно поэтому многие университеты стали устанавливать минимальные требования не только к общему баллу, но и к минимальным баллам по отдельным частям, которые они считают важными для успешного обучения на той или иной программе.
Это и понятно! Навык чтения и слушания относятся к пассивным языковым навыкам, их легче и приятнее тренировать, особенно в системах образования, где мы привыкли к “книжному” обучению. Навыки говорения и письма относятся к “активным навыкам”, и для того, чтобы в них преуспеть необходимо много практиковаться. Такая деятельность предполагает большую нагрузку на мозг и вызывает желание отложить выполнение эссе на потом. По результатам анализа выполнения домашних заданий студентов курсов подготовки к IELTS в Global Ambassador, многие студенты выполняют письменные и устные задания неохотно или не выполняют их вовсе.
Нередко студент считает, что он без проблем справиться с устными и письменными заданиям, поскольку многие вопросы являются вопросами “открытого типа” и апеллируют к знаниям и опыту студента. Однако многие студенты забывают или не знают, что такие ответы оцениваются по определенным критериям. При составлении подобных вопросов разработчики тестирований предполагают использование определенной грамматики, структуры ответов, логических связок. Все это учитывается при оценке ответов совокупно со словарным запасом и смысловым контентом ответа. Студент может ложно ощущать, что он выдал отличный ответ, поскольку “ему было, что сказать”, а экзаменатор ему мило и активно кивал, при этом в результате получил низкие баллы.
Ниже, приведены яркие примеры того, как сильно могут отличаться показатели результатов по секциям (из реальных сертификатов IELTS):
В этом примере студент демонстрирует продвинутый общий уровень (С1), однако в частях письма и говорения лишь “средний - выше среднего” (B2). Поэтому если выбранная программ обучения имеет требования не ниже 7.0 в каждой из секций, студент на такую программу уже не подходит, несмотря на высокий общий балл.
То же самое прослеживается и во втором примере, где студент демонстрирует наивысший результат в части чтения и чуть ниже в навыке слушания, однако сравнительно низкий результат в навыке письма. Скорее всего, поступая на программу гуманитарного характера, такого балла по письму будет недостаточно для поступления.
Выводы и рекомендации
Из всего этого стоит сделать несколько выводов о том, как лучше всего организовать подготовку к сдаче IELTS:
1. Пройдите предварительное пробное тестирование IELTS необходимого модуля. Это позволит Вам оценить уровень развития навыков в каждом из четырех разделов в формате тестирования, получить предварительный балл и сфокусировать подготовку на тех навыках, в которых наблюдаются значительные недочеты.
2. Поймите свой текущий уровень и адекватно оцените необходимый период подготовки. Например, Если Вам необходимо получить балл 7.0, что соответствует уровню advanced, а Ваш текущий уровень средний (intermediate), что, ориентировочно, позволит Вам сдать тест на 4.5, то Вам необходимо не просто отвести значительное время на подготовку, но и сконцентрироваться на повышении уровня языка в целом, прежде чем приступать к подготовке.
3. Выберите курсы, материалы и преподавателя, которые подходят для подготовки не только к формату тестирования, но и к типам заданий, навыкам, которые данные задания тестируют, и критериям их оценки. Многие курсы подготовки мало внимания уделяют развитию языковых навыков, которые тестируются теми или иными заданиям IELTS. Больший упор они делают на знакомство с форматом тестов путем “натаскивания”. Такая подготовка, конечно, познакомит Вас с форматом, однако при изменении сути вопроса или структуры задания, у Вас может не оказаться навыка для его успешного выполнения.
4. Тренируйте активные навыки - письмо и говорение, ведь их развитие требует бóльшей практики. Не надейтесь на знакомые вопросы в части чтения и письма - и они не помогут, если Вы не умеете применять правильные структуры построения аргументов, описательных ответов и т.д. Воспользуйтесь опытом других студентов, который подтвердил, что за письмо и говорение, как правило, студенты получают более низкий балл. Настройте себя на работу над этими навыками.
Желаем Вам успешной и эффективной подготовки!