3 марта 2019 года кандидату медицинских наук, заслуженному врачу РФ и РТ, колумнисту «ВГ» Гамиру ИСМАГИЛОВУ исполнилось 80 (!) лет. Исмагилов живёт в Нижнекамске с 1964 года и сделал очень много не только для здравоохранения, но и развития нашего общества. Но Гамир Гарифович отверг просьбу «ВГ» о парадном материале, предложив: «Моя оценка происходящего в городе не совсем сходится с официальной оценкой, особенно в здравоохранении. Обо всём не расскажешь, но одну существенную проблему хотелось бы обсудить и довести до каждого нижнекамца». Предоставляем слово ветерану здравоохранения.
Вода почки точит
- Мало кто знает о том, что самое большое страдание у нижнекамских женщин - это кисты яичников и почек. За много лет врачебной практики пришёл к заключению: причина этих заболеваний в том, что они много лет пьют нашу воду из крана. Эта вода, по моему глубокому убеждению, во-первых, ржавая, во-вторых, содержит очень много солей тяжёлых металлов, в-третьих, она хлорированная, в-четвёртых, содержит много извести. Содержание кальция в питьевой воде допустимо от 10 до 25 мг на литр. Всё остальное организм не может освоить, выбраковывает и выводит с мочой.
Вначале кальций в виде солей действительно выводится. Но если человек из года в год пьёт плохую воду, у него начинается отложение в почках солей извести сначала в виде песка, а потом в виде камней. Камни приводят к повреждению стенок почечных лоханок, развивается хронический пиелонефрит, в том числе и у детей. Когда начинается проблема с мочеиспусканием, женщины начинают часто бегать в туалет, ограничивать приём жидкости. Это ещё худшая беда, потому что человеку для того, чтобы выводить из организма шлаки через почки или через кишечник, необходимо не менее полутора литров воды в день. Причём хорошей воды, витаминизированной и подкислённой. Почему подкислённой? Потому что кислая вода растворяет известь и способствует её отхождению из почек.
До диализа недалеко
Если 10 лет назад постоянно нуждающихся в заместительной терапии было 75 человек, то сегодня к аппарату гемодиализа в нижнекамской клинике диализа пригвождены уже 152 больных. Очень быстро приводит к диализной стадии такое заболевание, как гломерулонефрит, медленнее - диабет, пиелонефрит, поликистоз, которыми болеют многие нижнекамцы. И только малая часть из них попадает на пересадку почек. Раньше страждущие ехали в Москву или Израиль, сегодня более 20 таких операций в год делают в Казани.
Но это не решает проблему нижнекамцев, их организмы быстрее откладывают камни, причём самые трудные - уратные и фосфатные, которые плохо растворяются. Эти камни с острыми шипами доставляют больному много страданий. Хорошо, если больной вовремя попадает в руки опытного хирурга на эндоскопическую операцию. Но потом-то он ведь не перестаёт пить ту же воду!
Медоборудование нужно уже сейчас!
В моё время в Германии купили хороший аппарат - литотриптор. С его помощью оперировали (дробили лазером камни) до 500-700 человек в год. Аппарат давно выработал ресурс и сдан в металлолом, и сегодня у нас предлагают эндоскопическую контактную литотрипсию. Но эти старые аппараты тоже износились, а новых современных нет. Надежда на то, что после 2020 года стартует республиканская программа по ремонту стационаров с обязательным обновлением оборудования. Хотя Нижнекамску они нужны сейчас! Городскому руководству, заботящемуся о здоровье нижнекамцев, считаю, должно быть стыдно.
А ведь от неправильной воды у молодых мужчин, которые приумножают народонаселение, ослабевают сперматозоиды. Если в молодом организме количества сперматозоидов даже хватает, то их подвижность оставляет желать лучшего. Поэтому из 100 пар, по моим наблюдениям, 35 - бесплодные. И нам приходится их вытаскивать, помогать. Первое, что мы им говорим: «Ребята, мы возьмёмся вас лечить только в том случае, если вы начнёте пить хорошую воду». Считаю преступлением на государственном уровне не давать населению чистую воду.
Будет вам станция
За 55 лет жизни в Нижнекамске я много раз пытался поднять и решить проблему подачи качественной водопроводной воды. И сделал максимум, в первую очередь с помощью Николая Васильевича Лемаева. Он как-то обратился за консультацией в связи с возникшей проблемой (гингивит-пародонтоз) у внучки. Я спросил его: «Какую воду она пьёт?». «Ту же самую, что и мы, - из-под крана», - ответил он. «В этом-то и проблема», - ответил я и разъяснил, что причина заболевания внучки - не только нехватка фтора, но и некачественная вода.
Вскоре Лемаев собрал специалистов, пригласил и меня. Я предложил подойти системно к проблеме очистки воды и доставке её до жителей Нижнекамска. Тогда растущему «Нефтехиму» требовалось всё больше воды, а предприятие вынуждено было делиться водой с городом. Лемаев решил, что в первую очередь с Белоусовского водозабора нужно наладить подачу питьевой воды нефтехимикам, а там, мол, посмотрим.
В то время в Нижнекамск приехал молодой руководитель Ильсур Метшин. Он пригласил меня в свою предвыборную команду. Я тогда сказал ему: «Весь Нижнекамск понесёт вас на руках при условии, если вы дадите людям чистую воду». Надо отдать ему должное - он взялся за это дело. На строительство станции очистки воды тогда требовалось 300 млн рублей. Как раз началась предвыборная кампания Ельцина, агитировать за него приехал президент республики Шаймиев. И вот на собрании нефтехимиков Ильсур Раисович обратился к президенту: «Минтимер Шарипович, нужна станция очистки воды». Тот спросил: «Сколько надо?». - «300 миллионов». «Бусыгин, дашь 100 млн?» - «Дам». - «Нефтяники, дадите?» - «Дадим». «Кабинет министров, добавите?» - «Добавим».
Сети, как решето
Строительство станции началось, и через несколько лет со скрипом и с большим удорожанием проекта дело всё же довели до конца, хотя пришлось отказаться от первоначально задуманных современных технологий очистки вместо традиционного хлорирования. Но эта чистая вода с тех пор всё никак не может дойти до нижнекамцев - проблема в изношенных водоводах и сетях. В своё время с этим вопросом я обратился к депутатам. Меня пригласили, посадили перед собой, взяли мою статью, опубликованную в газете «Звезда Поволжья», и спросили: «Неужели вы не знаете о том, что в городе целенаправленно меняют водопроводные трубы?». Но я так и остался не уверен в том, что действительно меняют, а не просто устраняют порывы. Или меняют так медленно, что качество воды не улучшается, а остаётся прежним или даже ухудшается. В замене нуждаются все четыре водовода, а это десятки километров труб! Хотя Роспотребнадзор регулярно подтверждает, что нижнекамская водопроводная вода полностью соответствует ГОСТу.
Давайте выберем правильно!
Ещё до этого аксакалы города предлагали построить в городе завод по подготовке качественной воды и раздавать эту воду нижнекамцам бесплатно, скажем, по 4 литра в день. Такие заводы по очистке воды действуют, например, в Туркмении, где тоже нехватка чистой питьевой воды. Или посмотрим на Москву: этот 15-миллионный мегаполис вложил, конечно, огромные средства, но добился подачи из крана чистой питьевой воды за счёт применения современного метода - озоносорбции.
Давайте и мы подготовимся к выборам, которые пройдут в сентябре 2019 года. И выберем того, кто в своей предвыборной программе возьмётся за реализацию этой проблемы, кто будет изо дня в день, как и должно депутатам, лоббировать интересы нижнекамцев, продвигать тему капитального ремонта всех водоводов и водопроводных сетей. Что-то всё равно надо делать!
А я в возрасте, скоро уйду. Мне обидно до слёз оставлять нижнекамцев без хорошей воды. Из-за плохой воды у нас рождаются больные дети, увеличивается количество диабетиков, заболевания молодеют, из-за ослабленных мужчин хромает экономика. Нельзя успокаиваться до тех пор, пока мы не получим от властей гарантий скорейшего получения чистой воды из наших кранов.