У меня есть подружки, которым подойдет описание – яжемамы. Это те, кто сделал свое чадо центром Вселенной, подстроили жизнь семьи под потребности детей, все им разрешали. Так вот, они мне говорили, что я – плохая мать. Мало занимаюсь детьми, строгая, много от них требую. И вообще – они будут меня боятся и вырастут психологически травмированными личностями.
А сейчас, когда все ушли на карантин, наши садики, школы, развивашки, все закрыто, они хватаются за квадратные головы. Их центры Вселенной и этожедетки, которым все дозволено, стоят на головах. Заметьте, это семьи обеспеченные. У них – большие квартир или свои дома. У детей – масса игрушек и развлечений. Они не ютятся на 25 кв/м на 4 человека.
И все равно детки стоят на ушах. А почму? Потому что им было все дозволено, родители не воспитывали понятие «нельзя».
Подруга плачет, что не знает, что делать с шести и четырехлетками. Они привыкли быть в центре внимания, на занятиях, когда вокруг дети. А тут мама просит их не ходить на головах, а они рвут книги ломают игрушки. И вообще не хотят слушаться. И как-то забывает, когда я говорила – накажи за поломанную игрушку, за безобразное поведение. Но она сама защищала проказников и говорила, что это же дети, и вообще – воспитывает их по японской системе.
Японская система – это когда все разрешено.
А еще – когда мама подстраивает всю семью под нужды детей.
У меня было не так. Я подстраивала детей под нужды нашей семьи. Они ели, что дают, имели режим дня. Знают с годика, что есть слово нельзя. Знают, что им нужно убрать за собой игрушки. Что они живут в семье, где есть взрослые. Знают, что такое режим дня. Я объяснила, что такое самоизоляция, зачем она нужна. Теперь дети спокойно занимаются своими делами.
Конечно, им разрешено и побегать, и покричать. Но есть мера. Они могут разбросать игрушки, но уберут за собой. Они знают, что нужно на обет съесть суп, второе, и даже отварную брокколи. Если хотят молока, возьмут в холодильнике, нальют в чашки, а затем помоют их. И помоют хорошо.
Мои дети могут принести мне чай, помочь папе. Доча помогает мне орудовать пылесосом. Сын с папой – в гараже. Вчера вот они подсоединяли шланги для водопровода на улице. Я пересадила цветы в горшках, и дочь мне помогала. Готовила еду, и опять мне дочь помогала, а потом подтянулся и сын.
Они сбрасывают энергию на полезные дела. И они воспринимают эти обязанности как игру, я стараюсь для этого.
И они знают, что такое нужно, нельзя.
Они балуются, но знают, что будут наказаны. У дочери крутой нрав, она может закатить истерику, но знает, что на маму это не работает.
Наверное, поэтому мне здорово проводить время со своими детьми. Они включены в жизнь семьи. И они не мешают папе работать. А когда я пишу эти тексты, даже подсказывают, что о них написать.
Я – никудышняя мать, зато у меня воспитанные дети, и нам классно вместе!