Российские юристы демонстрируют увлечённую и напряжённую работу, но в основном на холостом ходу. Почему? Потому что всюду карантин. А это такая же заразная вещь, как и вирус, с которым призвана бороться изоляция.
Стоит запустить механизм карантина и вот уже «процесс пошёл» как говорил когда-то президент СССР Михаил Горбачёв. На наших глазах исчезают разнообразные связи и «скрепы», заставлявшие сложный общественный механизм работать более-менее слаженно. Сложение и умножение заменяется делением. В результате государство превращается в набор самоизолирующихся структур, которые продолжают делиться, воспроизводя модель карантина на всё более локальных уровнях.
Самоизолируются все!
Президент поручил исполнительной власти на местах самой решать, что и как нужно ограничивать в деятельности российских субъектов. Госдума разрешила правительству вводить режим чрезвычайной ситуации и устанавливать правила поведения населения. Одновременно российский парламент внёс в десятки законов радикальные поправки «направленные на защиту граждан и бизнеса в условиях эпидемии коронавируса». Для реализации этих форс-мажорных новелл губернаторам даны чрезвычайные финансовые полномочия.
То есть, исполнительная власть на местах должна решать всё, но совершенно непонятно как. Механизм правоприменения должен перестроиться радикально и почти мгновенно, что, естественно, чревато риском паралича этого механизма. Тем более, что судебная ветвь власти, призванная контролировать и направлять правоприменение, ушла в самоизоляцию и находится на карантине.
Правовое поле: зона рискованного земледелия
В этих условиях оказались не у дел юристы – труженики и бизнесмены правового поля. На их глазах это поле подверглось ковровой бомбардировке новыми законами и указами. Кажется, что дел после такой бомбёжки невпроворот, только работай. Однако в реальности совершенно непонятно, как и чем засыпать воронки и за какой инструмент хвататься. Не срастается.
В результате юридическая отрасль начала активную работу на холостом ходу, демонстрируя, что юридический бизнес жив и востребован и активно трудится на ниве правоприменения.
Мосгорсуд оставил без движения
Самым плодородным участком нового правового поля стали указы местных властей об изоляции и об ответственности на нарушения карантина. Ведь карантин коснулся уже большинства граждан РФ. Все возможные медиа публикуют инструкции юристов как соблюдать режим самоизоляции и не попасть на штрафы.
Кроме того был подан иск против правительства Москвы с требованием признать незаконным указ о введении в городе режима самоизоляции. Также, вроде бы, появился коллективный иск на ту же тему (20 истцов). Мосгорсуд пока что оставил иск без движения.
Виртуальное право
Дистанционно работающие в самоизоляции юрфирмы начали энергично прорабатывать вновь возникшие вопросы правоприменения и доносить до возможных клиентов свою правовую позицию. Для этого используются видеолекции, инфографика, pdf-брошюры и все возможные виды онлайн контента
Явно перспективен для будущего урожая участок трудового права. Популярностью пользуются ответы на вопросы как бизнесу сокращать штат и зарплаты не нарушая законы. И как интерпретировать объявленные президентом «нерабочие дни»
Существенно облегчено бремя проверок бизнесов, обещана поддержка по линии налогов и сборов – и по этому поводу можно прочесть многочисленные свежие юридические инструкции
Юристы информируют бизнес и о том, как нужно понимать объявленные кредитные каникулы, и как юридически корректно организовать дистанционное обучение, и по всем прочим, не слишком понятным и противоречивым поправкам в законодательство, которые обрушились на правовую систему в течение марта 2020 года.
Когда и в какой степени весь этот поток юридического творчества будет востребован - сказать трудно. Потому что неизвестно, как будет развиваться вирусная эпидемия и какого уровня достигнет самоизоляция российских субъектов, и какие ещё юридические действия предпримут мэры и губернаторы в рамках чрезвычайных полномочий. И сколько лет будут разбираться суды с завалом дел, порождённых нынешней пандемией.