Осенью 1971 года в состав ансамбля пришла 18-летняя певица Ирина Понаровская. В тот год она поступила в консерваторию, на фортепианный факультет. Но Ирина принципиально пошла учиться на вечернее отделение, потому что решила непременно работать. Ей хотелось, во-первых, не быть семье обузой, а во-вторых, обрести независимость. Некоторое время Ирина потрудилась концертмейстером в музыкальной школе. А 6 ноября она стояла на сцене с «Поющими гитарами».
«Поющие гитары» доверили юной певице две сольные песни: «Неприметная красота» (А.Морозов – М.Рябинин) и «Вода бывает горькая» (И.Петренко), а в балладе «Саласпилс» — вокальную импровизацию. Само звание солистки ансамбля казалось ей королевским титулом.
«Я никогда не блистала в школе, - вспоминала Ирина, - не была лидером. Ровная, крепкая ученица. Я не пела в хоре первым голосом. Стояла во вторых сопрано в последнем ряду. Крепкий середняк — существо, которое как будто не выделяется, и потому к нему не предъявляют высоких требований, даже словно не замечают. И тем самым дают шанс однажды всех удивить собой. Будто в игре в прятки, середнячок неожиданно выскакивает из укрытия, когда его уже соскучились искать. И только он один, затаив дыхание, рассчитал миг собственного явления: вот и я! — и все в отпаде. И нет больше середнячка. А есть открытие: личность!»
Знакомые сообщили Ириной маме, что видели ее дочь в метро: на лице грим, ресницы наклеены, на голове парик. «С ума, что ли, спятила?!» А она просто хотела продлить свой праздник.
В этом же году «Поющие Гитары» записали свой главный хит 70-х – слегка загадочную, с налетом авангардизма песню «Проводы» (музыка А.Колкера, слова К.Рыжова). О чьих проводах поется в этой песне? Возможно, о проводах сына в армию или жены к другому мужу. Но интонации хард-рока, звучащие в этой песне, намекают на то, что это проводы «шестидесятых». В тревожном бите слышится нехорошее предчувствие, что все то, о чем мечталось в минувшее романтическое десятилетие, вскоре рассеется, как дым.
Песня тревожила, и директор Ленконцерта Г.Коркин запрещал ее исполнять. Музыканты жаловались на Г.Коркина, что тот ничем не объясняет свой запрет. А тот и сам не мог этого объяснить. Просто песня заставляла тревожно стучать его сердце, и он пытался унять это тяжкое сердцебиение простым, почти народным советским методом – запретом.
И все же музыканты «Поющих Гитар» вспоминают, что в 1971 году им разрешалось делать почти все, что угодно, потому что они приносили Ленконцерту огромную прибыль. Ленконцерт, обычно отправляя на гастроли свои коллективы, всегда договаривался на три процента от сборов, но «Поющие Гитары» выступали в других городах только на условиях паритета, то 50 процентов прибыли Ленконцерт всегда забирал себе.
Рассказывает барабанщик Юрий Соколов: «Как сейчас помню, работаем мы десять дней в Киеве, во Дворце спорта. В будни по два концерта, в субботу и воскресенье - по три! Первое отделение какие-то певцы, второе – мы. Ленконцерт заработал за 10 дней, как сейчас помню, сто восемьдесят тысяч рублей! Это была баснословная сумма! А у них тогда как раз какой-то провал в деньгах был. И мы им за десять дней все это восстановили.
Или вот еще пример: летим мы в Среднюю Азию. В маршрут входят три города: Алма-Ата, Ташкент, Фрунзе. В каждом городе огромные залы типа нашего «Октябрьского». В каждом работаем десять дней по три концерта! Тридцать дней у нас было по три концерта. Вы представляете, что это такое? Каждый день по три концерта!..»
Рассказывает Евгений Броневицкий: «Однажды в Ленинград приехал Ташкентский мюзик-холл. Артисты из Узбекистана должны были в течение 15 дней выступать в зале «Октябрьский». В первый день в зале было заполнено 60-70 процентов всех мест, а на второй день пришли только два узбека с семечками. Все! На сцене аншлаг, а в зале никого! В Ленконцерте думают, что делать. А тут как раз мы возвращаемся с гастролей. Афиши срочно меняют: Ташкентский мюзик-холл и ВИА «Поющие гитары». И все пятнадцать дней аншлаг!»
В качестве награды коллектив направили на гастроли в соцстраны, и «Поющие Гитары» отправились путешествовать по городам ГДР, Польши и Чехословакии.
Фирма «Мелодия» выпустила очередной миньон «Поющих Гитар» и тоже неплохо на этом заработала, так как пластинка, в которую вошли песни «Проводы» (А.Колкер – К.Рыжов), «Мы расстались» (молдавская народная песня), «Карлсон» (Дж. Кристи – И.Резник), «Нет тебя прекрасней» (Ю.Антонов – И.Безладнова, М.Беляков) разошлась огромнейшим тиражом.
Кроме того, фирма «Мелодия» включила песню «Нет тебя прекрасней» в серию грампластинок «Всем, кто любит песню».
К сожалению, группа, имевшая очень большой объем хитов, записывалась очень мало. Весь упор был сделан на гастроли, и музыкантам элементарно не хватало времени на студийную работу. Это, конечно, было большое упущение...
Состав ВИА «Поющие Гитары» в 1971 году был таким: Анатолий Васильев (соло-гитара, вокал, художетсвенный руководитель ансамбля), Валерий Ступаченко (вокал), Александр Федоров (вокал), Елена Федорова (вокал), Богдан Вивчаровский (вокал), Евгений Броневицкий (вокал, бас-гитара), Ирина Понаровская (вокал), Григорий Клеймиц (клавиши, вокал, музыкальный руководитель ансамбля), Владимир Калинин (гитара), Юрий Иваненко (бас, флейта), Юрий Соколов (ударные инструменты, вокал), Альгирдас Паулавичус (электроорган, флейта), Василий Борисов (гитара, скрипка, вокал), Эдгар Бернштейн (труба, радиоинженер).
Расскажите о прочитанной книге!