Я считаю, что настоящих друзей не может быть много. Это избранные. Избранные временем, обстоятельствами, интересами. Дружба - это ценность, всегда доносила данную аксиому сыну. Он почти взрослый и мне очень приятно, что в его окружении хорошие друзья, что он научился дружить. Я спокойна за среду, в которой он взрослеет, его друзья поддержат в беде, порадуются успехам, не поперхнуться завистью, когда он будет счастлив, они знают о его достоинствах и недостатках и все равно любят его. Он в свою очередь поступает также.
Малыши в большинстве своем любознательны. Они любят знакомиться с разными людьми. Но бывает и по-другому. Ребенок не может наладить контакт со сверстниками, он часто мешает остальным детям, он импульсивен, агрессивен. Это мешает установлению контактов. А встречаются дети, которые совсем не скучают в одиночестве. Дети разные, впрочем, как и мы взрослые. Одни жаждут социума и активной жизни, а другие любят тишину и уединенность. Наша задача не навязать новые знакомства и общение, а помочь найти друзей, дать возможные шаблоны поведения.
Знакомство – важный этап дружбы. Это ее начало или одновременный конец. Это первый шаг навстречу другому человечку. Есть дети, делающие этот шаг легко, непосредственно. Они подходят, называют свое имя, спрашивают имя незнакомого мальчика или девочки, демонстрируют свои игрушки, интересуются игрушками другого. Одна фраза: «Давай из твоих кубиков дом построим, а я сейчас кран и грузовик принесу!» И все – новое знакомство!
А есть те, кто очень стесняется подойти, не умеет приобщаться к общей игре. Таким детям можно помочь стать более коммуникабельными. Можно поиграть в ролевые игры, разыгрывая сценки знакомства. В качестве героев могут выступать игрушки, а дети постарше могут взять роль на себя. Разыграйте сцену знакомства.
Сказки, рассказы, мультфильмы, фильмы – хороший способ научить малышей дружить. Они в яркой и доступной форме дадут ребенку представление о дружеских отношениях. Но чтение, как и просмотр мультфильмов должны быть совместными. Чтобы ребенку было с кем обсудить увиденное или прочитанное, задать вопросы и получить на них ответы. Можно почитать сказки про дружбу, в том числе специальные терапевтические, где главный герой будет очень похож на вашего ребенка.
Безусловно, главный пример для ребенка – это значимые взрослые. В идеале ребенку для принятия опыта надо видеть друзей своих родителей, наблюдать, что к ним приходят гости, как и они сами навещают друзей. Праздники, которые отмечаются в кругу близких друзей и родственников. Видеть как мама и папа помогают своим друзьям. Полезными будут рассказы родителей о дружбе в период их детства.
Проявляйте интерес к окружению вашего ребенка. Демонстрируйте, что это важно для вас. Спрашивайте о конкретных детях из его социума.
Удобный способ помочь ребенку найти друзей - записать его в кружок или спортивную секцию. Но только туда, куда он хочет. Общее дело всегда сближает.
Если вам не нравятся друзья ваших детей, воздержитесь от критики. Уважайте их выбор. Общение – это опыт, иногда отрицательный. Просто держите этот момент на контроле, но из далека.
Основа хороших отношений с окружающим миром, прежде всего, - хорошие отношения ребенка со своими родителями. Родитель должен быть в любых обстоятельствах поддержкой ребенку, он должен точно знать, что любим. Это повышает самооценку ребенка. Дети с достаточным уровнем самооценки легче знакомятся со сверстниками и строят дружеские отношения.