Из когда-то развитой морской транспортной системы в Баренцевом море как ни печально осталась единственная пассажирской линия. Теплоход «Клавдия Еланская» 4 раза в месяц отправляется из Мурманска в 350-километровое плавание до гавани Йоканьга. А три раза в год он огибает Кольской полуостров, следуя к отдалённым поморским сёлам. Именно на один из этих трёх рейсов я и приобрёл билет, намереваясь высадиться в самой дальней точке данного маршрута - изолированной Чаваньге.
Продолжение рассказа. Ссылка на предыдущую часть в конце записи.
Итак, судно вышло из длинного, узкого и извилистого Кольского залива и взяло курс на восток. Сейчас мы идём вдоль каменных берегов Кольского полуострова.
Но через некоторое время, окружающее скроет всё более сгущающийся туман. Обычное дело в этих широтах: издавна маяки здесь оборудовались ещё и звуковой сигнализацией. Соседнее Белое море, по одной из версий, названо так именно из-за густого тумана.
Расскажу про теплоход.
Историческая справка.
В 1974-1978 гг. в Югославии по заказу СССР были построены 8 пассажирских теплоходов ледового класса, названных именами русских актрис (по мне, сомнительное решение). Три из них переданы в Мурманск, пять - во Владивосток.
Теплоходы обслуживали линии в Охотском, Японском, Баренцевом и Белом морях, могли ходить в битом льду. Помимо транспортных пассажирских линий, они ходили в "Арктический круиз" - к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. "Клавдия Еланская" совершила даже рейс к берегам Антарктиды, хотя это и было на грани проектной дальности судов данного проекта. (Суда даже арендовали иностранные компании.)
Пишет af1461. В скобках комментарии автора.
Судьба теплоходов этой маленькой серии сложилась по разному. Какой-то затонул, какие-то пустили на переплавку, иные проданы за рубеж и до неузнаваемости перестроены. Только "Еланская" осталась верна своему призванию возить русских людей по северным морям со сложной ледовой обстановкой. Сегодня она единственная регулярная связь с большой землёй для маленького городка Островной, который находится у губы (бухты) Йоканьга, именно последнее слово пишут в проездном документе.
А туман тем временем становится всё гуще, и я спускаюсь на пассажирскую палубу.
В каюте № 109 (см. билет) собралось изысканное общество. Что можно делать компании мужчин, плывущих на теплоходе несколько дней? Травить байки, анекдоты, разговаривать на философские и не очень темы, да накатывать между делом.
За три дня историй набралось на сборник, который можно было бы назвать "Поморские байки", до сих пор подумываю опубликовать что-то подобное.
На борту было ещё несколько интересных личностей.
Больше всего запомнился православный священник - мудрый человек, с которым хорошо было вести духовную беседу.
Комичный мужичок в белом, которого мы прозвали "Каспер". Внезапно появляясь, он переводил любую беседу в своё русло, при этом не давая вставить ни единого слова. Таким образом, диалог превращался в монолог, причём очень специфичный, который мог продолжаться неопределённое время. Под разным предлогом народ откланивался, а к середине поездки многие, завидя его, просто разбегались.
Также Евгений - путешественник из Тулы. После высадки в одной из беломорских деревень, он собирался на велосипеде добраться до Кандалакши. Похоже, только он мог выдержать приступ Каспера. В нашей компании возникло пари, кто кого (не помню, чем закончилось).
Во время одного из "променадов" туман внезапно начал рассеиваться, и мы обнаружили себя в проливе между двумя островами. Это своеобразный вход в гавань. Объявление по громкой связи, вот уже видны обшарпанные портовые постройки города Островной, через полчаса начинается высадка пассажиров и выгрузка имущества.
Судовой кран работает так же чётко как вчера на погрузке. После непродолжительного полёта на причал опускаются автомобили и другие грузы.
Историческая справка.
Йоканьга, Гремиха, "Мурманск-140", ЗАТО Островной.
Несмотря на своё изолированное и суровое положение это место с давней историей. Первыми жителями Йоканьги были коренные саамы (сейчас в России их осталось очень мало), о чём есть свидетельства начала 17 века. На языке саамов "йок" - река, "кайн" – зимняя дорога.
Позднее в заливе отметились поморы, а в удобной бухте возник посёлок. Во время гражданской войны он "прославился" страшным концлагерем, созданным белыми интервентами.
В первой половине 20 века посёлок переименовали в Гремиху. Здесь начала создаваться база Северного флота, которая сыграла свою роль в ВОВ, обеспечивая безопасность коммуникаций в Баренцевом море.
В 1981 году снова переименование - в город Островной, а в следующем году Островной стал Мурманском-140. За долгие годы военные значительно укрепили свои позиции. Основой базы были атомные подводные лодки, но существовали и другие части и предприятия.
С 1994 - ЗАТО Островной. Такой череде переименований может позавидовать даже Астана (Акмола, Целиноград, Нур-Султан). Мне, кстати больше всего нравится название Йоканьга, а вам?
В настоящее время идёт процесс сворачивания хозяйственной деятельности в городском округе. Теперь Островной скорее полигон для захоронения ядерных отходов (тех же подводных лодок).
Немного статистики: в пике население территориального образования достигало 30 000 человек. По последним данным осталось 1800 человек. Выводы излишни...
Факты отсюда: https://pikabu.ru/story/zato_ostrovnoy_gremikha_murmansk140_5455332
Судя по фотографиям в сети, город интересный, но, к сожалению, из-за опоздания стоянка сократилась с 8 часов до неопределённого времени, что свело на нет возможность сойти на берег. Отход ожидался по факту погрузки\выгрузки. (Хоть это и ЗАТО, но не жёсткое. Народ утверждал, что бывало ходили в магазин во время остановки.) Довольствуемся видами с палубы.
На исходе дня, простояв что-то около 2-ух часов, судно в полной тишине снимается с якоря. Развалины Островного постепенно растворяются в дымке.
Через час огибаем мыс Святой нос и входим в Белое море. Провозглашаю тост по этому поводу и ложусь спать.