В период между Первой и Второй Мировыми войнами все страны мира мало занимались своими вооруженными силами. Таким как Германия, проигравшим войну, это было просто запрещено. Победителям, Франции и Великобритании, казалось, что наступил вечный мир и нет смысла тратить лишние деньги.
А вот Советский Союз все эти годы усиленно занимался строительством вооруженных сил, созданием военной промышленности.
Однако, после начала Второй Мировой войны, а, особенно, после нападения Германии в 1941 году, стало видно, что Красная Армия отнюдь не представляла такой грозной силы, какой должна была бы стать после стольких лет огромных усилий, на неё потраченных.
Хочу предложить серию статей о некоторых событиях, которые сыграли свою роковую роль в подготовке к войне.
Начнём с артиллерии.
На рубеже 30-х годов Красная Армия безнадежно отставала в качестве артиллерии. В производстве были незначительно модернизированные орудия начала века, которые отнюдь не соответствовали современным мировым образцам. Виной тому была слабая конструкторская школа, а в ещё большей степени работа промышленности, которая не справлялась в освоении производства сложных современных артиллерийских систем. Последнее не давало возможность внедрять лучшие иностранные образцы артиллерийского вооружения. Ведь в СССР поставлялись самые современные орудия фирм «Крупп», «Рейнметалл», «Бофорс», «Шкода» и др. Но что толку от этих образцов, если заводы не могут наладить их выпуск?
А ещё больше мешали всевозможные эксперименты, самым глобальным из которых была идея перевода всей артиллерии РККА и РКВМФ на динамо-реактивные пушки.
Динамо-реактивные, или, говоря современным языком, безоткатные орудия, являются важной составляющей артиллерийского вооружения. Ни одна современная армия без них сегодня не обходится. В 20-е годы такие орудия ещё только разрабатывались и внедрялись.
В Советском Союзе инициатором массового внедрения таких орудий выступил Леонид Курчевский. В своих проектах он был поддержан и начальником вооружений РККА М. Н. Тухачевским, и наркомом тяжёлой промышленности С. Орджоникидзе.
Вопреки тому, что писали в советское время, и порой повторяют сегодня, Курчевский ничего не изобрёл, да и не мог, в силу своей малограмотности. Предлагаемые им системы повторили уже созданные ранее Рябушинским и другими инженерами конструкции. В начале 20-х годов только в СССР было создано более двух десятков различных проектов безоткатных орудий калибром от 37 до 107 мм. Одновременно с Курчевским создавали свои безоткатки другие инженеры, например, Кондаков. Все проекты были ещё «сырыми» и для полноценного внедрения требовалось много-много конструкторских и экспериментальных работ. И уже тогда многим было понятно, что безоткатные орудия пригодны лишь для довольно узкого спектра задач. Они отлично себя подходили для горных или воздушно-десантных войск, но этим практически всё и ограничивалось.
Курчевский же, при поддержке Тухачевского решил их внедрить везде, полностью заменив классические артиллерийские орудия. Уровень образования советского военного руководства был таким, что они охотно воспринимали самые авантюрные предложения.
Было создано множество проектов различных орудий калибром от 37 до 420 мм, а даже более. Легкими 37-мм орудиями планировали вооружить пехотинцев, 76-мм пушки планировали устанавливать на мотоциклы, а 152-мм на автомобили. Безоткатные пушки должны были устанавливаться в танки и на самолёты, причём самолеты под них пришлось создавать специальные, то есть задействовать ещё и авиационные КБ. 152-мм орудиями планировали вооружить катера, 305-мм — эсминцы, калибр 500 мм готовился для лёгких крейсеров.
Причём часто предлагались весьма сомнительные решения, например, для автоматической стрельбы подобных орудий. Многие конструктивные решения делали стрельбу из орудий крайне опасной для самих артиллеристов.
Новые системы запускались в производство до окончания испытаний, в 1931-35 годах практически все артиллерийские заводы СССР работали над выпуском пушек Курчевского. Его пушки составляли до 50% объёма производства. Проекты переделывались уже в ходе работы, то есть когда на заводе их внедряли в серию. Учитывая, что промышленность наша в то время и так с трудом справлялась с производством чего-то нового, то... Иным словом, кроме как «бардак» назвать это нельзя.
Изготовили более 5000 орудий, из которых более половины сразу пошла в брак. А чуть позже и все остальные пошли на металлолом. К 1938 году в РККА не осталось ни одной пушки Курчевского. Сам же Курчевский был арестован за создание «неперспективных систем вооружения» и расстрелян. По некоторым версиям его не расстреляли, но это не важно.
Сколько было потрачено сил и средств даже подсчитать невозможно. Были выведены из производства артиллерийские заводы, а ещё и смежники ведь тоже. Про самолёты и говорить не хочется, представьте сколько стоит создать специальный тяжелый истребитель для безоткатных орудий!
Мало того, ведь были свернуты все работы над аналогичными проектами. И как результат, Красная Армия вообще не имела безоткатных орудий во Второй Мировой войне.
Недаром говорят, что дороже всего глупость, потому что за неё слишком много приходится платить.
В следующей статье поговорим про авиацию. Так что не забудьте подписаться на мой канал.