Найти тему
History of Tanks

Этот танк мог переломить ход войны... Почему Т-43 не приняли на вооружение РККА?

Шел 1942 год. Красная армия с трудом отбила Москву, приближалась блокада Ленинграда и медленно подбиралось громкое сражение подо Ржевом.

Ну ладно, это всего лишь предисловие нашего сегодняшнего разговора. Сегодня мы поговорим о танке, который, как мне кажется, мог переломить ход войны и принести победу советскому народу намного быстрее.

Сегодня мы поговорим о Т-43. Разработка танка велась в 1942-1943 годах, в дальнейшем для замены устаревшего Т-34. Было создано всего 3 опытных образца. В конструкцию нового танка было внесено куча изменений и новшеств. Изменению также подверглась внешка.

Т-43 образца 1943 года
Т-43 образца 1943 года

На фото указаном выше можно заметить, что визуально новый танк очень схож со своим серийным собратом. Изменениям подверглась башня и ходовая. Башня стала больше и просторней, в сравнении со старой ,,гайкой,,.

Т-34 образца 1942 года
Т-34 образца 1942 года

А что же стало с подвеской? Расстояние между опорными катками было снижено, что значительно увеличивало износостойкость ходовой части.

Также была увеличена и защита танка. Лобовая броня Т-34 составляла 45 мм во лбу и по 40 мм в бортах и корме. У Т-43 с этим дела обстояли намного лучше. Во лбу толщина бронелиста составляла 75 мм, да еще и под углом! В итоге приведенная толщина брони была больше 100 мм. В бортах и корме броня составляла по 60 мм. Превосходя Т-34 по бронированезащите, Т-43 приблизился к тяжелым танкам по удельному давлению на грунт, что пагубно сказалось на проходимости и запасе хода.

Т-43 во время испытаний на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года
Т-43 во время испытаний на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года

Если внимательно приглядеться к лобовой проекции танка, то можно заметить, что люк мехвода переместился слева на право (не знаю зачем это надо было делать, ну да ладно). Возможно какой-то плюс из этого выходил.

Также на танк было установлено улучшенное орудие Ф-34М, с увеличенным бронепробитием и баллистикой снарядов.

Наглядное сравнение Т-34 и Т-43
Наглядное сравнение Т-34 и Т-43

Во время полигонных испытаний, ,,сороктройка,, показала хорошие результаты. Испытательный пробег Т-43 на 3 тыс. км наглядно показал, что лучший вариант для среднего танка - это торсионная подвеска. Впоследствии, торсионная подвеску была применены при создании танка Т-44. О Т-44 мы поговорим в следующих статьях.

Конечно, Т-43 мог стать главным конкурентом серийной ,,тридцатьчетверке,,. Но наркома Малышева не переспоришь. После модернизации Т-34, был создан Т-34-85, на который была установлена мощное 85-мм орудие Д-5Т. Да и к тому моменту уже появились всем знакомые Тигры и Пантеры. Поэтому, нужда в новом танке просто отпала. Эх, а мог получиться такой танк.

Т-43 на зимних испытаниях. Ноябрь 1943 года
Т-43 на зимних испытаниях. Ноябрь 1943 года

Испытания Т-43 велись до конца 1943 года. Но даже после установки на танк 85-мм орудия, ситуация не улучшилась. Танк был дорог в производстве, а тогда для промышленности СССР производство одного танка, в стоимость двух Т-34 было просто невыгодно. Поэтому было отдано предпочтение модернизации Т-34 и в дальнейшем появления Т-34-85.

Т-34-85 образца 1944 года.
Т-34-85 образца 1944 года.

Т-43 не пошел в серию, но его конструкторские измения и новшества, в последствие были применены в модернизации Т-34.

Мне кажется, если бы Т-43 приняли на вооружение с дальнейшей установкой на него 85-мм орудия, то действительно танк мог переломить ход войны и возможно, война кончилась бы раньше. Но увы такого не случилось.

Дорогие друзья, если вам интересна та или иная модель танка, или бронетранспортера, пишите в комменты, я обязательно Вам о нем расскажу:)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц