Найти в Дзене
Кот-ученый

Конец античности. Часть 2

Продолжение. См. Часть 1

В год сражения при Нетаде (454 г.) Эрелива, любимая наложница германского вождя Теодемера, родила ему сына Теодориха. Через какое-то время юный представитель славного рода Амалов, в соответствии с установленной практикой, был отправлен в качестве заложника в Константинополь ко двору византийского императора, где он прожил до 18 лет. Таким образом, будущий основатель Остготского королевства в Италии, отнюдь не был варваром, явившимся в Рим из диких и дремучих лесов Северной Европы. Он получил воспитание и образование при константинопольском дворе, а его менее цивилизованные предки пришли к границам империи из Причерноморских степей. В 18 лет Теодорих вернулся к своему народу и в 475 г., после смерти своего отца, стал главой рода Амалов. Остготы признали его своим предводителем.

Готский вождь на мозаике Большого императорского дворца в Константинополе
Готский вождь на мозаике Большого императорского дворца в Константинополе

Мир с остготами удалось достигнуть, но он оставался непрочным. Было очевидно, что германцам тесно на отведённой им территории, и они не станут ею довольствоваться. Единственный способ обезопасить пределы Византии от их набегов – это указать Теодориху направление экспансии, выгодное империи. Зенон принимает решение отдать остготам не принадлежащую ему Италию. Он рассчитывал, что возведённый им в сан римского патриция и в принципе согласный на положение федерата Теодорих будет там более удобным правителем, чем совершенно независимый Одоакр.

Монета с изображением императора Зенона
Монета с изображением императора Зенона

В 488 г. с благословения византийского императора остготы, возглавляемые Теодорихом, вторглись в Италию. Одоакр дал ряд сражений, но был разбит. После взятия Равенны, выполнявшей тогда функции столицы, между ним и Теодорихом было заключено мирное соглашение. Но вождь остготов проявил коварство, во время переговоров Одоакр был убит, после чего Теодорих остался единственным хозяином Италии, а вскоре он стал и её полновластным королём. Когда планировалось остготское вторжение, предполагалось, что Теодорих, хотя бы номинально должен восстановить на захваченных землях власть императора. Но в 491 г.умер Зенон, и вождь остготов посчитал себя свободным от каких либо обязательств по отношению к его наследнику. Готские воины подняли своего предводителя на щит и провозгласили его королем независимого Остготского королевства. В состав этого государства входила не только Италия, но также территории современной Швейцарии, Австрии, южные земли Германии.

-3

Теодорих отдал германской военной знати треть завоёванных земель, стараясь при этом как можно меньше затрагивать интересы римско-италийской знати. Комиссию по переделу земель возглавлял римский патриций. Римляне занимали многие ведущие посты в королевстве. Такое отношение завоевателей к завоёванным может показаться странным. Но хотя германцы вот уже столетие регулярно побеждали Рим, в их сознании он продолжал оставаться непобедимым. В руках завоевателей оказались осколки того, что на протяжении веков внушало им почтительный трепет. И тогда они попытались собрать эти осколки, перенять римский опыт государственного строительства. Политика Теодориха постоянно была направлена на объединение и примирение римского и готского элементов. Сохранилось такое обращение остготского короля к своим подданным: " Вам следует без сопротивления подчиниться римским обычаям, к которым вы вновь возвращаетесь после длительного перерыва, ибо должно быть благословенным восстановление того, что как известно, способствовало процветанию ваших предков. Обретая по божественному соизволению древнюю свободу, вы опять облачаетесь в одеяния римских нравов". Королевские чиновники торжественно уверяли, что «совместное владение имениями принесло согласие: так случилось, что тот и другой народы, живя рядом, по обоюдному желанию как бы слились в единое целое», или, что «раздел третей способствовал объединению не только имений, но и самих душ готов и римлян». Действительность, однако, была не столь лучезарна, и между двумя народами оставалось немало трудноразрешимых противоречий, в том числе и религиозного характера.

Захватившие Италию германцы давно не были язычниками, но не были и правильными католиками. Уже около ста лет они исповедовали христианскую религию в неортодоксальной форме арианства.

Арий
Арий

История арианской ереси началась в правление императора Константина, в тот период, когда христианство постепенно превращалось в государственную религию империи. Тогда в Александрии жил священник по имени Арий. Рассуждая о сущности Святой Троицы, Арий пришёл к выводу, что все её ипостаси не могут быть равны между собой. Если Христос является Богом-сыном, то, следовательно, он был рождён от Отца, и значит, было время, когда Сына не существовало. Согласно ортодоксальному христианству Отец и Сын, единосущны, то есть, являются разными ипостасями одного и того же высшего существа. Согласно же учению Ария, Сын подобосущен Отцу, то есть во всём его подобен, но стоит ниже в иерархии. Учение вызвало бурные споры и, в конце концов, было решительно осуждено церковью, как возвращение к языческому многобожию. Его основоположник провёл долгие годы в изгнании, но не остался без последователей.

Среди учеников и последователей Ария был человек, известный историкам лишь по прозвищу, которое дали ему готы – Ульфила («волчонок»). Сведения о его жизни весьма скудны, а настоящее имя затерялось в веках. Судьба этого человека в чём-то зеркальна судьбе Теодориха, хотя он жил более чем на столетие раньше. Ульфила родился в знатной каппадокийской семье (Каппадокия – область в Малой Азии, наиболее цивилизованной части Византии). Но, он был ещё ребёнком, когда его семья была отправлена к готам в качестве заложников, гарантов соблюдения договора. Мальчик вырос среди готов и, видимо пользовался их симпатией (прозвище Волчёнок – весьма почётно с точки зрения древнего германца). Через какое-то время семья была возвращена на родину, и молодой человек поселился в Константинополе, где познакомился с учением Ария, и стал его горячим приверженцем. Позже он принял решения возвратиться к народу, который его вырастил, чтобы нести им свет истинной веры.

Ульфила проповедует готам
Ульфила проповедует готам

Так Ульфила стал «апостолом готов». Он перевел книги Библии на готский язык, и сделал это с большим вниманием к особенностям культуры готов. Собственно, это был не просто перевод, но отчасти языкотворчество. Наречия воинственных и мало цивилизованных германских племен не очень подходили для перевода такой книги, как Библия. Но Ульфила справился с этой задачей, синтезируя несколько готских наречий, и даже образуя новые слова. Созданный им в IV в. перевод Священного писания является древнейшим из дошедших до нас памятников германской литературы. Интересно, что Ульфила не включил в свой перевод Книги Царств, видимо, не желая поощрять воинственность и жестокость готов. Известно, что другие миссионеры, крестившие германцев, часто наоборот выдвигали на первый план ветхозаветные элементы христианства, имевшие больший успех у паствы, чем христианство евангельское.

Но и «Готская Библия» Ульфилы не принесла мира. Миссионерская деятельность её создателя имела широкий резонанс и, в конце концов, привела к тому, что ряд германских племен восприняли христианство в арианском варианте. Результатом был первый серьезный раскол христианской церкви на Западе.

Галло-римское население империи продолжало придерживаться ортодоксального католицизма. Захватившие Италию остготы исповедовали арианство. У этих двух категорий и так было достаточно причин ненавидеть друг друга. Теперь их противостояние приобрело еще и религиозный характер. Король Теодорих стремился погасить конфликт, исповедуя принцип свободы вероисповедания. Сам, будучи арианином, он с уважением относился к римскому папе и часто обращался к нему за советом. Тем не менее, ему постоянно приходилось сталкиваться с проблемой религиозной нетерпимости среди своих подданных.

Веротерпимость короля была в значительной степени вынужденной. Если бы он пожелал навязать религиозную доктрину победителей побеждённым, это вызвало бы ряд сложностей. Наиболее образованные из его подданных были католиками, языком законодательства, управления и культуры была латынь. Тем не менее, речь не идёт о полном отказе остготской знати от собственной культуры, чрезмерное увлечение короля римскими обычаями могло вызвать её неудовольствие. Примечательно, что Теодорих пожелал дать классическое античное образование своей дочери Амаласунте и другим женщинам из рода Амалов, но посчитал его неподходящим для мужчин из той же семьи. Считалось что, римская педагогическая система не годится для воспитания готского воина: «страх перед плёткой учителя приведёт к тому, что они никогда не смогут без страха смотреть на меч или копьё».

Боэций
Боэций

Тем не менее, римская учёность была в почёте, и при дворе Теодориха сделала блестящую карьеру целая плеяда политических и культурных деятелей из числа тех, кого потомки назовут «последними римлянами». Эти люди как бы создали мост, соединяющий античную культуру и культуру средневековья. Среди них Эннодий – католический епископ и при этом известный в своё время поэт, автор стихов далеко не религиозного содержания; Кассиодор – организатор первого средневекового скриптория – мастерской по переписыванию книг; историк Симмах; автор трактатов по философии, математике и астрономии Боэций. Все эти люди занимали в царствование Теодорих высокие государственные и придворные посты. Правда, судьба двух последних оказалась трагической. Боэций и его тесть Симмах, после того, как долгие годы они пользовались доверием короля, были обвинены в измене, тайных сношениях с византийским двором и заговоре с целью свержения остготского владычества. Любопытно, что обвинение против Симмаха и Боэция было выдвинуто не готами, а представителями враждебной им политической группировки италийской знати. Ныне большинство учёных придерживаются мнения, что обвинение было ложным, но оба римлянина были казнены без суда и следствия в 525 г. Король Теодорих умер в 526 г. Предание утверждает, что он глубоко раскаялся в убийстве двух своих приближённых, и смерть его наступила в следствии тяжких угрызений совести. Как-то раз, во время пира, королю вдруг почудилось, что перед ним на блюде лежит голова Симмаха. Теодорих в ужасе отпрянул от стола и немедленно удалился в свои покои. После этого он тяжело заболел и вскоре скончался.

Гробница Теодориха в Равенне сохранилась и поныне. Она считается наиболее выдающимся архитектурным памятником остготского периода. Гробницу возвели неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, поэтому, не смотря на сравнительно небольшие размеры, она производит внушительное впечатление. В целом сооружение исполнено в античной традиции и является типичным римским мавзолеем. За исключением одной примечательной детали конструкции. Крышей ей служит монолитная каменная плита около десяти метров в диаметре и 2,5 м толщиной. Камень был добыт на противоположном берегу Адриатического моря, в Истрии, там выдолблен для уменьшения веса и доставлен, подвешенный между кораблями, в Равенну. На вершину мавзолея монолит, очевидно, был поднят теми же средствами, какими пользовались при возведении дольменов в доисторические времена. По-видимому, среди готов, еще сохранялись древние строительные навыки, утраченные цивилизованными римлянами.

Гробница Теодориха
Гробница Теодориха

Окончание следует.

Если вам понравился материал, не забудьте поставить "лайк".