Перенесение финансовой ответственности на работодателя за решения, принятые на государственном уровне, недопустимо
Россия весной 2020 года вне всяких сомнений переживает самые длинные в своей истории выходные дни. Казалось бы можно порадоваться таким неожиданно продолжительным выходным, щедро презентованным российским руководством, да еще и в середине весны. Однако к традиционному пониманию выходных дней это имеет мало общего. Речь идет об общенациональном карантине или так называемой самоизоляции. Вместе с тем президент В. Путин в своем обращении к нации, из которого страна узнала сперва о девятидневном карантине, а позже и о его продлении до конца апреля, использовал формулировку «нерабочие дни», что соответствует общепринятому пониманию выходных дней. Указы Президента РФ от 25 марта 2020 года № 206 и от 02.04.2020 № 239 устанавливают нерабочие дни (с 28 марта по 03 апреля и с 04 по 30 апреля) с сохранением за работниками заработной платы.
У многих граждан, прежде всего представителей бизнеса, возник резонный вопрос: за чей счет должна выплачиваться заработная плата работникам, более месяца находящимся на выходных? Если следовать логике, тот, кто принимает подобные решения, должен брать на себя и финансовую нагрузку. Перенесение финансовой ответственности на работодателя за решения, принятые на государственном уровне, едва ли могут быть восприняты бизнесом с пониманием. Очевидно, что пандемия коронавируса – это не рядовое событие в жизни общества и жесткие меры в борьбе с этой проблемой могут и наверное должны быть оправданы. Вместе с тем, задачей государства в этой связи должен быть принцип «не навреди». Поскольку коронавирус явился триггером нового глобального экономического кризиса, на государственные органы власти практически любой страны возлагается огромная ответственность за подготовку и реализацию антикризисной программы, направленной на поддержку наиболее уязвимых субъектов экономики и минимизацию последствий кризисных явлений.
В значительной степени наиболее пострадавшим от государственных мер по пятинедельному карантину в стране, а также от развивающегося экономического кризиса, окажется малый бизнес и его работники. У крупного бизнеса и государственных структур больше возможностей и резервов для того, чтобы пережить трудные времена. Малый и средний бизнес (МСБ) в основном таких возможностей не имеет и для большинства из них отсутствие деятельности более месяца смерти подобно. При этом МСБ является основным работодателем в стране и при массовом уходе таких фирм с рынка мы получим крупнейший всплеск безработицы за последние два десятилетия. Если компании не будут осуществлять свою деятельность, то из каких средств они должны выплачивать заработную плату своим сотрудникам? Из предложенных мер поддержки МСБ было озвучено в частности кредитование на беспроцентной основе на выплату заработной платы. Однако надо понимать, что едва ли большинство фирм из числа МСБ смогут своевременно получить такой беспроцентный кредит, учитывая банковскую бюрократию и вероятно ограниченные финансовые средства, выделенные на эти цели. Кроме того, беспроцентный кредит не является безвозвратным. Через непродолжительное время фирме придется возвращать заемные средства вместе с отложенными на время платежами (прежде всего налоговыми), по которым в качестве мер поддержки предлагалась отсрочка.
В текущей ситуации большинство предприятий МСБ будут искать возможность сокращения персонала, перевода их на частичную занятость или вовсе прекратят свою деятельность в ближайшие недели и месяцы. В результате карантин за счет работодателя дорого обойдется экономике России: доля МСБ еще больше сократится, тенденция на монополизацию продолжится, а миллионы занятых рискуют оказаться безработными с пособием на уровне МРОТа. Конечно, если учесть мнение российского руководства, что 1,5 МРОТа – это средний класс в России, то на пособие по безработице можно безбедно жить. Однако едва ли кто-то из высших чинов государственной власти готов это проверить на себе.
Меры по сохранению заработной платы работников на период карантина за счет работодателя, в случае с предприятиями МСБ, очевидно являются непродуктивными. Поскольку доля МСБ в России не велика, средства, необходимые на сохранение заработной платы работников МСБ на протяжении пяти недель, государство может изыскать. Потратив средства на финансовую поддержку МСБ сейчас можно избежать массового банкротства таких компаний, а значит – сдержать рост безработицы, характерной в периоды кризисов. Безработный граждане – балласт для экономики: они не участвуют в создании продукта и добавленной стоимости, не платят налоги и увеличивают финансовую нагрузку на государство, получая пособие по безработице. Соответственно, одной из важнейших задач государства в текущей ситуации является недопущение значительного всплеска безработицы.
В отличие от государства у подавляющего большинства российских семей финансовой подушки безопасности нет. Если учесть тот факт, что на протяжении длительного времени (с 2014 г.) в России снижались реальные располагаемые доходы населения, то большинство семей на сегодняшний день либо имеют накопленные средства, которых хватит лишь на непродолжительный период времени без работы (1-2 месяца), либо вовсе не имеют никаких накоплений. Государство в такой ситуации должно стать гарантом сохранения рабочих мест для миллионов граждан. Вместе с тем, гражданам стоит меньше надеяться на государство и помнить, что кризисы случаются с определенной периодичностью и в моменты их возникновения в предпочтительном положении оказывается тот, кто лучше к ним подготовлен.
Еще больше интересного на канале автора: zen.yandex.ru/id/5e8606835423ab6a10c6da0b