И истории их успеха в мире «мужского» искусства Ренессанса.
Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – шедевры этих знаменитых художников можно увидеть в самых крупных музеях по всему миру. Их творчество высоко ценится как профессионалами в сфере искусства, так и широкой публикой. О картинах этих художников знают даже те, кто далёк от истории живописи. Сложно найти человека, который ни разу не видел кроткую улыбку Мона Лизы или момент сотворения Адама (хотя бы в карантинных мемах).
О том, что в эпоху Возрождения не только мужчины, но и женщины создавали гениальные произведения искусства с помощью кисти и красок, слышали далеко не все. Сейчас о них говорят не так много, как о всемирно признанных творцах Ренессанса, хотя в своё время эти художницы были чуть ли не популярнее своих коллег. ART FLASH решил осветить эту тему и составить галерею известных миру художниц времён эпохи Возрождения.
Левина Теерлинк
Предположительная дата рождения Левины – 1515 год. По другим источникам, она родилась в 1520 году. Примерно в одно время с ней жили и творили Тициан и Микеладжело.
Её предки были известными фламандскими художниками и даже держали собственную мастерскую по созданию портретов в Генте (территория современной Бельгии). Отец Левины был женат дважды и надеялся завести сына, чтобы передать ему художественное наследие семьи и обучить его искусству живописи. От двух браков на свет появилось шесть дочерей династии художников. Левина была старшей из них, и именно она продолжила семейную традицию.
В 1530-х годах художницу признали как талантливого мастера по созданию миниатюр далеко за пределами её родного края. Вместе с семьёй она переехала в Лондон, где начала служить при дворе Генриха VIII.
Левина Теерлинк писала миниатюры для четырёх королей подряд: Генриха VIII и его детей — Эдварда VI, Марии І и Елизаветы І. Её успех как придворной художницы был головокружительным для женщины XVI века. Сейчас её работы считаются частью британского культурного наследия и хранятся в крупнейших музеях Соединённого Королевства.
Софонисба Ангвиссола
Будущая ученица Микеланджело, она родилась в 1532 году на севере Италии. Все её сёстры (их было три) были художницами, но широкого признания смогла добиться только Софонисба.
Когда ей было 22 года, она приехала в Рим, где её таланты заметили итальянские художники того времени, включая Микеланджело. Он начал давать ей советы по искусству живописи и свои оценки работ. Несколько лет подряд Микеланджело отправлял Софонисбе свои рисунки и рекомендации, чтобы та могла сама развить собственный талант.
В 1558 году Софонисба поехала в Милан и познакомилась там с герцогом испанского города Альба. Она написала его портрет, который вызвал восхищение аристократа. Тот решил связаться с королём Испании Филиппом II и порекомендовать Софонисбу на должность придворной художницы. В следующем году она начала писать официальные портреты членов королевской семьи.
Сейчас Софонисба считается одной из первых художниц эпохи Возрождения и символом женской свободы. Её работы изучаются на всех испанских курсах истории живописи и выставляются в ведущих музеях мира. Одни из них – Национальный музей женского искусства в США и Национальный музей Прадо.
Катарина Ван Хемессен
Катарина родилась в 1527 году в Антверпене, Нидерланды. Её учителем по искусству живописи был Ян Ван Хемессен, родной отец и известный фламандский художник того времени. У Катарины был небольшой выбор учителей, учитывая, что в художественные мастерские брали только мальчиков от 9 до 14 лет.
Сначала Катарина писала портреты на заказ. Они выходили настолько реалистичными, что, несмотря на неформальные запреты, её приняли в Гильдию Святого Луки – объединение признанных художников, скульпторов и печатников. Чуть позже Катарине дали трёх учеников, которых она обучала своему искусству.
История гласит, что портреты Катарины пришлись по вкусу герцогине Марии Австрийской. В 1556 году она пригласила художницу в Испанию, куда переезжала вместе со своим двором. Катарина согласилась, тем самым обеспечив себе и своей семье безбедное будущее на пожизненную ренту от фламандской герцогини. Через два года из-за смерти Марии Австрийской художнице пришлось вернуться в Антверпен. Там она продолжала работать как портретист вплоть до своей смерти в 1587 году.
Картины Катарины Ван Хемессен считаются первыми подписанными работами художников эпохи Возрождения: на каждом её полотне стоит авторская подпись и дата создания. Сейчас портреты её кисти можно увидеть в главном музее Латинской Америки – Художественном музее Сан-Паулу, Лондонской Национальной Галерее и Государственном Эрмитаже (там хранится один автопортрет Катарины).
Оригинал публикации можно увидеть на сайте ART FLASH.
Читайте также
Карантинные ремейки шедевров мирового искусства
Не только Дали: 5 художников-сюрреалистов, от которых может закружиться голова