Найти тему
ART FLASH Magazine

Самые знаменитые художницы Эпохи Возрождения

И истории их успеха в мире «мужского» искусства Ренессанса.

Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – шедевры этих знаменитых художников можно увидеть в самых крупных музеях по всему миру. Их творчество высоко ценится как профессионалами в сфере искусства, так и широкой публикой. О картинах этих художников знают даже те, кто далёк от истории живописи. Сложно найти человека, который ни разу не видел кроткую улыбку Мона Лизы или момент сотворения Адама (хотя бы в карантинных мемах).

Ремейк фрески «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти. Источник: Instagram: @tussenkunstenquarantain
Ремейк фрески «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти. Источник: Instagram: @tussenkunstenquarantain

О том, что в эпоху Возрождения не только мужчины, но и женщины создавали гениальные произведения искусства с помощью кисти и красок, слышали далеко не все. Сейчас о них говорят не так много, как о всемирно признанных творцах Ренессанса, хотя в своё время эти художницы были чуть ли не популярнее своих коллег. ART FLASH решил осветить эту тему и составить галерею известных миру художниц времён эпохи Возрождения.

Предположительная дата рождения Левины – 1515 год. По другим источникам, она родилась в 1520 году. Примерно в одно время с ней жили и творили Тициан и Микеладжело.

Её предки были известными фламандскими художниками и даже держали собственную мастерскую по созданию портретов в Генте (территория современной Бельгии). Отец Левины был женат дважды и надеялся завести сына, чтобы передать ему художественное наследие семьи и обучить его искусству живописи. От двух браков на свет появилось шесть дочерей династии художников. Левина была старшей из них, и именно она продолжила семейную традицию.

В 1530-х годах художницу признали как талантливого мастера по созданию миниатюр далеко за пределами её родного края. Вместе с семьёй она переехала в Лондон, где начала служить при дворе Генриха VIII.

Миниатюра Елизаветы I, королевы Англии (Левина Теерлинк, 1565)
Миниатюра Елизаветы I, королевы Англии (Левина Теерлинк, 1565)

Левина Теерлинк писала миниатюры для четырёх королей подряд: Генриха VIII и его детей — Эдварда VI, Марии І и Елизаветы І. Её успех как придворной художницы был головокружительным для женщины XVI века. Сейчас её работы считаются частью британского культурного наследия и хранятся в крупнейших музеях Соединённого Королевства.

Миниатюра Эдварда VI (Левина Теерлинк). Источник: Instagram: @philip_mould_gallery
Миниатюра Эдварда VI (Левина Теерлинк). Источник: Instagram: @philip_mould_gallery

Софонисба Ангвиссола

Будущая ученица Микеланджело, она родилась в 1532 году на севере Италии. Все её сёстры (их было три) были художницами, но широкого признания смогла добиться только Софонисба.

Когда ей было 22 года, она приехала в Рим, где её таланты заметили итальянские художники того времени, включая Микеланджело. Он начал давать ей советы по искусству живописи и свои оценки работ. Несколько лет подряд Микеланджело отправлял Софонисбе свои рисунки и рекомендации, чтобы та могла сама развить собственный талант.

Автопортрет Софонисбы. Источник: Instagram: @museoprado
Автопортрет Софонисбы. Источник: Instagram: @museoprado

В 1558 году Софонисба поехала в Милан и познакомилась там с герцогом испанского города Альба. Она написала его портрет, который вызвал восхищение аристократа. Тот решил связаться с королём Испании Филиппом II и порекомендовать Софонисбу на должность придворной художницы. В следующем году она начала писать официальные портреты членов королевской семьи.

Сейчас Софонисба считается одной из первых художниц эпохи Возрождения и символом женской свободы. Её работы изучаются на всех испанских курсах истории живописи и выставляются в ведущих музеях мира. Одни из них – Национальный музей женского искусства в США и Национальный музей Прадо.

Портрет испанской принцессы Каталины Микаэлы Австрийской (Софонисба Ангвиссола). Источник: Instagram: @museoprado
Портрет испанской принцессы Каталины Микаэлы Австрийской (Софонисба Ангвиссола). Источник: Instagram: @museoprado

Катарина Ван Хемессен

Катарина родилась в 1527 году в Антверпене, Нидерланды. Её учителем по искусству живописи был Ян Ван Хемессен, родной отец и известный фламандский художник того времени. У Катарины был небольшой выбор учителей, учитывая, что в художественные мастерские брали только мальчиков от 9 до 14 лет.

Сначала Катарина писала портреты на заказ. Они выходили настолько реалистичными, что, несмотря на неформальные запреты, её приняли в Гильдию Святого Луки – объединение признанных художников, скульпторов и печатников. Чуть позже Катарине дали трёх учеников, которых она обучала своему искусству.

История гласит, что портреты Катарины пришлись по вкусу герцогине Марии Австрийской. В 1556 году она пригласила художницу в Испанию, куда переезжала вместе со своим двором. Катарина согласилась, тем самым обеспечив себе и своей семье безбедное будущее на пожизненную ренту от фламандской герцогини. Через два года из-за смерти Марии Австрийской художнице пришлось вернуться в Антверпен. Там она продолжала работать как портретист вплоть до своей смерти в 1587 году.

Картины Катарины Ван Хемессен считаются первыми подписанными работами художников эпохи Возрождения: на каждом её полотне стоит авторская подпись и дата создания. Сейчас портреты её кисти можно увидеть в главном музее Латинской Америки – Художественном музее Сан-Паулу, Лондонской Национальной Галерее и Государственном Эрмитаже (там хранится один автопортрет Катарины).

Женский портрет (Катарина Ван Хемессен). Источник: Instagram: @masp
Женский портрет (Катарина Ван Хемессен). Источник: Instagram: @masp

Оригинал публикации можно увидеть на сайте ART FLASH.

Читайте также

Карантинные ремейки шедевров мирового искусства

Не только Дали: 5 художников-сюрреалистов, от которых может закружиться голова