Самоосознание – это величайший дар, сокровище, равное самой жизни. Именно оно делает человека человеком. Однако цена его высока – это боль от понимания того, что мы смертны. Знание о том, что мы вырастем, расцветем и неизбежно увянем и умрем – извечный спутник нашей жизни.
Осознание своей смертности преследовало человечество с самого зарождения истории.
Однако, для преодоления страха смерти недостаточно одних идей. Самое действенное лекарство от него – это синергетическое воздействие всех идей и установление глубокого контакта с другими людьми.
Мы, люди, рождены для того, чтобы вступать в контакт с другими. Как бы мы ни взглянули на человеческое общество – с исторически-эволюционной точки зрения или с точки зрения отдельной личности, – мы обязательно заметим, что человек всегда находится в межличностном контексте, то есть связан с другими людьми.
Существуют два вида одиночества – повседневное и экзистенциальное. Первое носит межличностный характер, это боль от изолированности от других людей. Это одиночество, нередко связанное со страхом близких отношений или с боязнью быть отвергнутым, нелюбимым, испытать чувство стыда, знакомо каждому из нас.
Одиночество многократно усиливает страх смерти.
Сто лет тому назад Вильям Джеймс писал: Если бы было физически возможно освободить человека от общества и сделать его совершенно незаметным для других его членов – не было бы в мире наказания более изощренного.
Вторая форма одиночества – экзистенциальная изоляция – носит более глубокий характер и рождается из непреодолимой пропасти между личностями. Она возникает из-за того, что на самом деле каждый из нас существует в собственном мирке, законы которого знаем только мы сами.
У многих людей страх смерти, вызывается разочарованием: ведь им так и не удается полностью реализовать свой потенциал.
Некоторые приходят в отчаяние из-за того, что их мечты не сбываются, но отчаяние усиливается, когда они понимают, что сами ничего не сделали для этого. Пристальный взгляд на эту глубокую неудовлетворенность часто оказывается первым шагом к преодолению страха смерти.
Здесь представлена всего лишь малая часть мыслей из ценнейшей книги Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти».
Я помню, как мне было лет 9, и засыпая я пришла в ужас от того, что жить осталось всего 91 год. Никаких событий трагических в тот период вроде не было, может это простая арифметика сработала, 100 — 9? Не знаю.
Но сейчас, ключевой момент, когда мысли о смерти, смысле жизни приходят, я отслеживаю — с какой силой вовлеченности я живу? Что сейчас творю, планирую и делаю, ощущаю вкус. И вот в этом процессе, мой мозг как будто четко чувствует поддержку каждого сосуда и соединительной ткани (во как)), а образно говоря — устойчивость и поддержку каждого шага, даже если он неудался.
Надеюсь упражнения понятно - что нам крайне важно практиковать.
Сколько вам было лет, когда задумались о смерти?