Многие застройщики заявили о переводе продаж в онлайн, но для налаживания полноценной системы онлайн-продаж недвижимости есть еще много препятствий. Чтобы переориентировать клиентов на онлайн-продажи, некоторые застройщики идут на дополнительные скидки. Большинство покупателей предпочитают сначала посмотреть на товар и вживую пообщаться с менеджером, прежде чем заключать договор о покупке квартиры.
Из-за карантинных мер многим застройщикам пришлось активно развивать дистанционные продажи жилья. Есть и те, кто декларирует, что еще до пандемии коронавируса значительную долю своих объектов продавали удаленно.
Например, по словам Анжелики Альшаевой, гендиректора агентства недвижимости ГК «КВС», ее компания год назад запустила проект «Магазин квартир», и около 50% сделок перешло в онлайн. На этой площадке клиенты бронируют, оплачивают квартиры и подписывают договоры без участия менеджера. А с приходом вируса ГК «КВС» полностью перенесла продажи в интернет.
Правда, по признанию Анжелики Альшаевой, добиться высоких результатов интернет-продаж удалось только потому, что в «Магазине квартир» недвижимость дешевле, чем в случае, когда покупатель прибегает к помощи менеджера.
Холдинг Legenda перевел на удаленную работу всех менеджеров, которые общаются с клиентами через онлайн-платформы, рассказала директор по продажам Legenda Intelligent Development Ольга Шаталова.
Компания «Унистрой» из Татарстана тоже ушла в онлайн, до этого поток клиентов упал на 50-60%, признался заместитель гендиректора «Унистроя» Искандер Юсупов. «Мы консультируем по телефону, Skype, WhatsApp, проводим видеоэкскурсии и 3D-туры, online оформляем ипотеку и заключаем сделки через Росреестр», — сообщил он.
Данил Кузнецов, руководитель отдела продаж компании «Атомстройкомплекс» из Свердловской области, тоже рассказал о дистанционных продажах. Но для их проведения застройщик и клиенты обмениваются необходимыми документами через курьеров, то есть полностью диджитализировать процесс тоже пока не удалось.
Не совсем онлайн
«Полноценные онлайн-продажи недвижимости в России наладить пока невозможно. Все сделки, которые участники рынка называют сделками онлайн, — это всего лишь сервис по переводу некоторых операций на дистанционную работу», — убежден Роман Строилов, директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет».
По словам Романа Строилова, классические онлайн-сделки проводятся при покупке бытовой химии, мобильных телефонов и прочей продукции, параметры которой стандартизированы и хорошо известны клиентам. Например, у человека закончилось средство для мытья посуды — он покупает упаковку в интернет-магазине: выбирает товар, оплачивает его, заказывает доставку.
Принципиальное отличие таких сделок в том, что покупка полностью происходит с применением электронных документов и технологий. А вот для приобретения недвижимости все равно нужно оформлять бумажные документы, использовать бумажный паспорт, в большинстве случаев документы доставляются курьерами, покупатель обычно связывается по телефону или электронной почте с менеджером застройщика — это означает, что операцию нельзя назвать онлайн-сделкой, считает Роман Строилов.
Клиенты хотят общения
Застройщики признают, что электронных паспортов в России нет, поэтому онлайн-сделки в девелопменте действительно отличаются от интернет-покупки смартфонов или пиццы. Да и отказаться от консультаций с менеджером большинство покупателей не готовы.
«Мы вынужденно переходим на онлайн-продажи «полного цикла», но для нас остается крайне важным элемент общения покупателя с менеджером, потому что у нас очень гибкие условия продаж и широкий ассортимент. Неискушенному в вопросах недвижимости человеку сложно сориентироваться, когда он видит 15-20 видов планировок, скажем, двухспальневых квартир. Есть клиенты, которым важно работать с конкретным банком, и мы обсуждаем эти условия в личном общении. Поэтому переходить полностью онлайн-сделки в недвижимости сложно. Хотя у нас есть возможность проводить сделки и без участия менеджера, более того, за последние 2 недели у нас прошло несколько онлайн-сделок», — отметила Ольга Шаталова.
По ее мнению, без общения с менеджером квартиры готовы покупать клиенты, которые уже имеют успешный опыт общения с конкретным застройщиком. Интернет-сделки также имеют хорошие перспективы при инвестиционных покупках, а также в эконом-сегменте, где продукт довольно стандартный. «Но если речь идет, скажем, о семейной квартире, то обычно нужна помощь менеджера в подборе вариантов», — добавляет Ольга Шаталова.
Участники рынка считают, что благодаря пандемии, которая стимулировала застройщиков оптимизировать работу с клиентами, многие операции перейдут на «удаленку». Со временем дистанционные продажи станут нормой для отечественного рынка. Даже когда угроза вируса будет позади. Главное — снять все еще присутствующий психологический барьер и привыкнуть к тому, что даже квартиру можно покупать из мобильного приложения.
Источник фото: azernews.az.