Найти тему
Авиационное обозрение

Кадомцев Анатолий Иванович. Военный летчик. Герой Советского Союза.

Нет, мы окопов не копали
И по-пластунски не ползли,
А мы в войну с тобой летали,
Ведь мы - рабочие войны.
Нелегкий путь на долю выпал
Нам на дороге фронтовой
В смертельный бой с врагом вступали
Мы между небом и землей...

Совсем немного остается до празднования юбилейной семидесятипятилетней годовщины Великой победы Советского Союза над фашистскими захватчиками. Только благодаря бессмертному подвигу наших дедов и прадедов наше поколение сейчас живет на этой земле. Победу ковали все- пехотинцы, танкисты, летчики, моряки, работники тыла... И нам нельзя забывать о тех людях, которые отдали свои жизни защищая и освобождая свою Родину. Нужно знать что народ, который не чтит свое прошлое, будет лишен будущего. Продолжим говорить о военных летчиках, Героях Советского Союза. Сегодня мы вспомним Кадомцева Анатолия Ивановича. И я не буду уставать повторять в публикациях, что именно эти люди должны быть примерами для наших детей, чтобы привить им правильные ценности, а не современную лживую идеологию неуважения, отрицания и вседозволенности.

Начальный этап биографии.

Родился Анатолий Иванович 23-его января 1918-ого года в селе Подхватиловка (после войны Кадомцево) Нижнеломовского района Пензенской области. По национальности русский, из крестьянской семьи. После смерти отца в 1921-ом году воспитывался бабушкой и переехал жить в Подмосковье. После окончания 9-ти классов начальной школы в городе Пушкино, начинает работать на Мытищинском вагоностроительном заводе. При этом он совмещает работу с учебой в Тайнинском аэроклубе Осоавиахима. На службу в Красную армию был призван в 1937-ом году. Поступает на обучение в Энгельское военно-авиационное училище, которое успешно заканчивает через два года. После это его направляют работать инструктором в Челябинское авиационном училище.

Участие в боевых действиях на полях Великой Отечественной войны. Западный фронт.

Начало войны Анатолий Иванович встретил в звании младшего лейтенанта. 20-ого октября 1941-ого, на базе Челябинского авиационного училища был сформирован 688-ой легкобомбардировочный полк (ЛБАП), в состав которого и включили Кадомцева. На его вооружении состояли уже устаревшие самолеты Р-5 и Р-Z.

До осени 1942-ого года полком командует капитан Константин Васильевич Яровой. Вскоре полк был переброшен на Западный фронт. Разместили его в городе Загорск (Сергиев Посад). Непосредственно участие в боевых действиях начали принимать с ноября 1941-ого года. А. И. Кадомцев был назначен командиром эскадрильи, свои боевые вылеты совершал на самолете Р-Z.

Для справки. Легкий разведчик Р-Z. Советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов — развитие самолёта Р-5, созданного в ОКБ Поликарпова, облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ). Последний крупносерийный советский биплан - разведчик и лёгкий бомбардировщик. Поставлялся в Республиканскую Испанию, где был активно задействован как штурмовик до 1939 года (затем захваченные Р-Z применялись франкистами в Марокко). Принимал участие в боях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польском походе РККА 1939 года, «Зимней войне» 1939/1940 года, походе в Бессарабию в 1940 и на первом этапе Великой Отечественной войны.

Во время Битвы за Москву, его полк в основном участвовал в ночных налетах на позиции врага. Порой летчикам приходилось совершать по 5-7 боевых вылетов за ночь. Время тогда было тяжелейшее. Враг не должен был прорваться к столице. И нашему народу удалось сдержать тогда натиск противника, нанеся ему крупное поражение.

Бои на Калининском фронте.

После участия в боях на Западном фронте 688-ой ЛБАП был переброшен на Калининский фронт. С декабря 1941-ого года он базируется на аэродром Датково, затем был переведен в Обухово. Летчики полка участвуют в сложнейших боях на Ржевском направлении. 15-ого февраля во время ночной бомбардировки эскадрилья, которой командовал Кадомцев, нанесла удар по немецкому аэродрому у совхоза Дугино и вывела из строя порядка 35 самолетов противника. После этого последовало успешное выполнение задания по уничтожению эшелона с боеприпасами на станции Сычевка. Полк, где проходил службу Анатолий Иванович, тогда входил в состав 38-ой смешанной авиадивизии. С 28-ого февраля он входит в состав ВВС 39-ой армии.

За период боевых действий весны 1942-ого года А. И. Кадомцев был награжден орденом Красной звезды (28.03.1942) и орденом Красного Знамени (27.04.1942). С мая летчики полка проходят переучивание на штурмовик Ил-2, вскоре происходит полное перевооружен на новые самолеты и полк преобразовывают в 688-й штурмовой авиационный полк (ШАП). Он входит в состав 228-ой штурмовой авиационной дивизии. С июля 1942-ого полк перебрасывают на Сталинградское направление.

Участие в Сталинградской битве.

За время Сталинградской битвы уже капитан Анатолий Иванович Кадомцев совершил порядка 117 боевых вылетов, за проявленное мужество в боях его награждают орденами Красного Знамени (04.11.1942) и Отечественной войны 2-й степени (25.01.1943). Один раз его штурмовик был подбит истребителем противника, но летчику удалось посадить машину у линии фронта. Отмечают несколько крупных операций, в которых участвовал 688-ой ШАП и непосредственно капитан Кадомцев. Можно отметить боевой вылет 17.08.1942-ого года, когда был осуществлен успешный налет в районе Абганерово под Сталинградом. По результату операции было повреждено или уничтожено большое количество немецкой бронетехники. В период боев с 27.12.1942 по 23.01.1943 в составе полка проходили войсковые испытания восемь опытных штурмовиков Ил-2 с двумя пушками ШФК-37.

Опытный штурмовик Ил-2 ШФК-37. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Опытный штурмовик Ил-2 ШФК-37. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Участвовал в них и капитан А. И. Кадомцев. Боевые действия велись с полевых аэродромов Пролетарий, а затем со станицы Качалинская. Шла ликвидация окруженной немецкой группировки. За время войсковых испытаний было совершено 75 самолето-вылетов с общим налетом 68 часов 42 минуты. 13.01.1943 года шесть Ил-2, которых вел А. И. Кадомцев, нанесла мощный удар по укрепленным точках противника, что позволило нашим войскам на данном участке фронта продвинуться вперед. За этот вылет командующий 16-ой воздушной армии генерал-лейтенант С. И. Руденко объявил капитану благодарность. В рамках испытаний боевые вылеты новые Ил-2 проходили как в составе групп, так и без сопровождения. Из восьми самолетов один был сбит, еще один вынужденно сел на линии фронта, где позднее был уничтожен, ввиду невозможности его эвакуации. Еще несколько самолетов получили повреждения. Уже после завершения этих испытаний 26.01.1943 капитан А. И. Кадомцев принимал участие в нанесении удара по одному из немецких аэродромов через который немецкие транспортники доставляли своим окруженным войскам запасы продовольствия и боеприпасы. Задача также была успешно выполнена.

Участие в дальнейших операциях.

После разгрома немцев под Сталинградом 688-ой ШАП был преобразован в 59-ый гвардейский штурмовой авиационный полк (приказ НКО СССР №63 от 08.02.1943). С марта 1943-его года полк переводят на Центральный фронт. Летом он принимает участие в битве на Курской дуге. Отмечается боевой вылет 9-ого июля, когда группа штурмовиков во главе с капитаном уничтожает группу из 12-ти танков, которая прорвалась в районе поселка Поныри. 15.09.1943 гвардии его награждают орденом Александра Невского. К 23-ему октября на счету капитана 280 успешных боевых вылетов в результате которых были нанесены успешные удары по объектам и войскам противника. После Курска А.И. Кадомцев в составе своего полка, участвует в наступательных операциях по освобождению Белоруссии.

Его последний боевой вылет состоялся 21-ого февраля 1944-ого года. Самолет гвардии капитана А. И. Кадомцев и гвардии старшины И. М. Турутина был сбит под городом Бобруйском. Летчик направил горящую машина на скопление войск противника. 13-ого апреля 1944-ого года А. И. Кадомцев посмертно был награжден орденом Ленина и звездой Героя Советского Союза.

Наследие.

Именем Героя Советского Союза были названы улицы в Москве и Мытищах. Также в Мытищах его именем названа школа № 26 и на одном из домов установлена мемориальная доска. Родное село героя Подхватиловка в 1964-ом году было переименовано в Кадомцево. В 1978 году на Мытищинском машиностроительном заводе, на здании цеха, где работал А. И. Кадомцев, была установлена мемориальная доска.

Что можно сказать по итогу. Гибель опытных летчиков всегда была большой потерей. Но такова жизнь и нам остается лишь сохранить память об этих людях. О тех кто погибал ради нашего светлого будущего...

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.